Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
320 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Для того, чтобы иметь более точное представление о культе сейта, эт нограф Н. Н. Волков исследовал Бабозеро в системе Чудзьяврского бассей на, которое находится в 4 километрах от самого озера Чудзьяввьр и в 15-ти от саамского погоста — среди обломков разрушенной временем горной вер шины на высоком скалистом берегу. Сейт представлял собой одиноко сто ящий камень, издали напоминающий сгорбившуюся старуху. От камня и озеро получило название Акь-яввьр. Сейт-«бабушка», по рассказам саамов, покровительствовал древним охотникам и рыболовам, которые приноси ли сюда для наговоров стрелы и пули, оставляли в жертву «бабушке» день ги, рога диких оленей, кости конечностей (мозг — любимое саамское ла комство) и так далее. Интересный случай Волкову рассказал его провод ник Антон Пьянов. В начале 20-х годов, вернувшись с военной службы, он решил на Бабозере пониже камня построить себе вежу. Народ отговари вал, но Пьянов настоял на своем. В рассказе Антона говорится следующее: «Начал вежу строить и приснился мне сон: лежу, сплю, бабушка идет. “Не ужели, говорит, ты, Антон, не мог себе другого места выбрать? И чего тебе здесь надо? Уходи отсюда, смотри, а то плохо будет”. Больше ничего не сказала и ушла. Ну, я думаю, сон... Только что крышу осталось покрыть. Раз прихожу доделывать... и что-то нехорошо со мной стало: как будто и ничего, а не могу сообразить, вроде как ума лишился. И начал хворать с тех пор. Месяца два болел. Думал, покойником стану. Потом ничего, стал поправляться. А в вежу больше ни ногой. Сожгли ее потом. Вот дай мне хоть тысячу рублей, а жить туда ни за что не пойду» [2, с. 74] Легенду о происхождении этого камня Волкову весной 1937 года рас сказала жена Пьянова. Даже не рассказала, а пропела, и говорилось в ней о том, что «жена с мужем заспорила, на своем встала, уступить не хотела. Он хотел ударить, она схватила дочку и побежала, побежала, побежала. Хоте ла попадать на Воронье, к отцу, отдыхать села на горе и окаменела». Много сказаний у саамов про сейт. Вот еще одно. Против Экостровско- го погоста остров есть. Живет там сейт. И не любит он, чтоб мимо него ночью, после заката солнца, кто-нибудь проезжал, а если находится такой смельчак, то тут же страшно наказывает. Этому сейту саамы в древности приносили в жертву оленьи рога, и было их там сложено великое множе ство. Тем, кто привозил в дар рога, сейт посылал большой улов... Но ниче го нельзя было брать с того острова, а в особенности именные сейтовы рога: кто все же брал их, затем платился за это или своей жизнью или неприятно стями, которые начинали следовать за таким человеком по пятам. Класть что-то в жертву можно, брать нельзя. Закон сейта, закон других богов! Это как по поговорке: не тобой положено, ни тебе и брать. О сейте на Выдъозере Пиест-кёддЬк, известном из записей Визе и О. Л. Комарецкой, есть сообщение, представляющее чрезвычайный инте рес, — лопарь жертвует сейту душу другого человека [5, с. 39].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz