Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

318 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» ние, то я представляю, как подобное должно было подействовать на чело­ века прошлых лет». Автор статьи «Саамские географические названия в Мурманской обла­ сти» Анатолий Казаков пишет, что названия с корнем «аккь», «акка», то есть «бабушка», встречаются в верховьях левых притоков реки Лоты (Ак- кьяур), у озер Палесмозера, Чудзьявр, Колвицкого, Вялозера, в Кейвах и у Бабозера. Причем он указывает, что в этих культовых местах нет сейтов только у Бабозера. Для географа кажется очевидным, что эти культовые названия и сейтовые места разного возраста. Андрей Конюшанец, автор статьи «По следам преданий древности се­ дой» пишет, что «Большое количество сейдов путешественник отметил в бас­ сейне Умбозеро. Особенно почитался там “Мяндаш-камень” (“мяндаш” — дикий олень). Отправляясь на охоту саамы обязательно приносили ему в качестве жертвы пули, чтобы охота оказалась удачной. За многие годы у основания их скопилось довольно много» [6]. В 1926—1929 годах этнограф В. В. Чарнолуский предпринял экспеди­ цию в центр Лапландии, чтобы увидеть интереснейшие памятники языче­ ской культуры саамов. И вот в 2000 году в журнале «Вокруг света» появля- Праудедки. Скала Старуха (справа) ется статья, в которой говорится о том, что группа молодых путешествен­ ников из Калуги вновь прошла по маршруту экспедиции Чарнолуского. Путь их проходил через знаменитую своими петроглифами бывшую дерев­ ню Чальмны-Варрэ, три болота, Кровавый ручей и выходил к скалам с ли­ ками праудедков [7] Старика и Старухи. Вот как описывает их Виталий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz