Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
317 Сейт — «летучие камни» Есть сказка, в которой говорится о том, как нуэйта Моресь-аканч ото рвала от полуострова Рыбачьего большой кусок земли и поплыла на нем по морю на восток, чтобы этим «куском» устроить каменную защиту про тив устья реки Териберки и защитить своих сородичей от бурь и непогоды. Люди, увидев ее, закричали от радости. От криков земля остановилась, а Моресь-аканч окаменела. И стоит она до сих пор на этом острове, на скале над морем каменным сейтом. Внизу из моря выступает еще один камень, говорят, он похож на лодку нуэйты Моресь-аканч. Есть у нас в Ловозерье и еще один знаменитый сейт, овеянный разными легендами, на Бабозере или Акь-Яввьр. Здесь саамы никогда не селятся, не останавливаются и вообще избегают и близко к этому месту подходить. У Василия Кондратьевича Алымова записана легенда про сейт Акь- Яввьр. От Кильдинского погоста на юго-восток верстах в 50—60-ти имеет ся озеро Акь-яввьр (озеро Женщины). Название свое оно получило оттого, что на берегу находится камень, напоминающий женщину с ребенком. С этим сейтом у саамов связано такое сказание: «Когда-то к саамской сто янке подошли разбойники-шведы. И женщина с малым ребенком побежа ла от них. Путь ей преградило озеро. Тогда, забравшись на скалу, она про изнесла: “Видно век мне сидеть придется около этого озера”, — сказала и окаменела». У Октябрины Вороновой об этом событии или подобном написана це лая поэма. Называется она «Тайна Бабьего озера». Научный сотрудник краеведческого музея в Ревде Вадим Лихачев рас сказал следующее. В июне 2001 года они с ребятами отправились на Бабье озеро, что находится в районе Чудзьявра, сделать фотографии. Пришли на место к ночи. Ребята легли спать, а Вадиму вдруг захотелось сделать не сколько кадров «Бабушки» в полуночном солнце. На горе тихо, спокойно. Ни дуновения ветерка. В двух метрах от сейта Вадим нагнулся, чтобы по смотреть на камни. Вдруг в полной тишине раздалось почти человеческое: «Ку-ку». Громко, отчетливо: «Ку-ку». Вадим очень испугался, но, преодо лев предательское чувство страха, обернулся. Никого. Решил, что ребята подшутили и спрятались. Обошел вокруг — никого. И тут опять: «Ку-ку». Поднял голову и увидел, что на макушке «Бабушки» сидит кукушка... Ва дим, рассказывая это, заметил, что все было настолько нереально, что даль ше некуда. Кукушку в лесу-то у нас редко слышишь, а тем более видишь, а тут в двух метрах сидит, не улетает, да еще наблюдает за ним. И тогда он понял, что это «Бабушка» с ним поздоровалась. На следующий день они положили к подножию монеты, пойманную рыбину, как бы принося жер тву с просьбой о благополучном возвращении домой. Им предстояло спус каться по порожистой реке на байдарке, всякое могло случиться. И на про тяжении всего пути их неизменно сопровождало из леса кукушкино: «Ку ку». Вадим говорил: «Скорее всего, так и рождались сказки и легенды. Если на меня, образованного человека, это произвело такое мощное впечатле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz