Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
316 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Иван Федорович Ушаков пишет, что в старину все свои злоключения саамы связывали с проделками дьявола. Они искренне верили в злого духа сейт, который представлялся им невидимым существом, скрывающимся в скалах, лесах и водах. Есть два камня — два старца, потому как они по форме слегка напоминают сидящих людей. Западный «старец» носил на звание «норвежского», восточный — «русского». Когда весною явились на Мурман рыбаки, то по наличию снега на камнях угадывали, где будет про мысел успешнее: если «в колпаке», то есть покрытый снегом стоял «нор вежский старец», то промыслы будут удачными к западу от Кольского за лива, «русский» — то рыба будет лучше ловиться на русской стороне. А еще множественные нагромождения камней в Хибинах саамы принимали за оже сточенные побоища титанических гигантов, мифических «шишей», тени, ко торых будто бродят в этих местах. Ушаков сообщает нам мнение Пошмана, писавшего, что места эти непроходимые и когда лопари зимой, иногда зае хав в эти места, пропадают, да и оленей в этих местах погибает много. Сейты вселяли в саамов суеверный страх. Даже нуэйты со страхом при ближались к ним со своими просьбами. И еще надо отметить, что каменные сейты почитались саамами больше, нежели деревянные. По свидетельствам Сейты Шеффера и других авторов XVII — XVIII веков отмечалось, что сейты в боль шинстве случаев находились в тех местах, где ранее происходила охота на ди ких северных оленей и в тех местах сейты назывались саамами «Акка», что означало «Мать», «Бабушка», «Старуха». Это, безусловно, свидетельствова ло о том, что в древнее время у саамов существовало материнское начало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz