Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
315 Сейт — «летучие камни» Мнения о сейтах противоречивые. Одни полагали, что это просто свя щенные камни, которым поклонялись саамы, другие считали, что саамы видели в сейтах застывших нуэйтов, нарушивших условия колдовства и пре вратившихся в камни. Но, когда сейтов перестают «кормить», они теряют свое могущество и уже не могут принести ни добра, ни зла просящим. Со ловьев же пересказывает услышанную им легенду о сейт Репт-кедде, кото рый находится в Печенге. В этот сейт превратился отец двух скупых брать ев нуэйт Сырнец. Своим сыновьям через внуков отец колдун передает, что будут они жить хорошо, с оленями, «озера им рыбы тоже дадут, только на этом месте, при этом озере не будет никогда больше двух туп (дворов) и в каждой тупе мужик будет только один. Более этого не будет жить» [9, с. 24]. Как сказал нуэйт, так и произошло. Н. Харузин писал: «...вероятнее предположить, что лопари, подобно многим другим народностям, останавливались при своих перекочевках именно на местах, на которых были похоронены их предки, что обмазыва ние жиром камней являлось лишь символистическим кормлением предков подобно тому, как у других народов обычай положения предметов обихо да в могилу заменился высечением или вырисовыванием на могильном кам не изображений этих предметов» [10, с. 185]. И дальше приводил рассказ Кастрена об озере Сейдярви (Seidajarwi): « ...на этом озере стоял прежде сейд. Этот сейд принадлежал колдуну Лам- псало, который под покровительством своего бога всегда успешно ловил рыбу. Другой колдун стал ловить на противоположном берегу озера, но у него не было сейда, вследствие чего лов его всегда был неудачен, тогда как у Лампсало сети всегда были полны рыбой. Тогда колдун, воспользовав шись сном Лампсало, уничтожил сейда, вследствие чего счастье оставило Лампсало, в то время как лов у колдуна стал удаваться» [10, с. 191]. Далее Лампсало вновь находит сейт, а колдун его снова уничтожает. И чтобы решить спор оба колдуна встречаются на горе и состязаются в искусстве колдовства. Лампсало превращается в оленя и является на условное место. Но колдун узнает в олене Лампсало и кричит: «Это ты — Лампсало!» Лам псало, признав себя побежденным, ушел из этих мест. Михаил Пришвин в свое время описал легенду о кит-камне — по-саам ски «Волесь-Кеддьк». Якобы когда-то на Имандре сошлись два колдуна и заспорили. Один говорит: «Можешь ты зверем обернуться?» Другой отве чает: «Зверем я не могу обернуться, а нырну китом, и ты не увидишь меня, уйду в лес». Обернулся — и в воду. Немного не доплыл до берега и показал спину. Колдун на берегу увидал, крикнул — тот и окаменел. Пришвин писал и о том, что, по рассказам поморов, в ущельях гор есть озера, где саамы боятся произнести даже слово. Например, одно из таких ущелий-расщелин называется Им-Ёгор — вход в огромную каменную пе щеру Хибинских гор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz