Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

315 Сейт — «летучие камни» Мнения о сейтах противоречивые. Одни полагали, что это просто свя­ щенные камни, которым поклонялись саамы, другие считали, что саамы видели в сейтах застывших нуэйтов, нарушивших условия колдовства и пре­ вратившихся в камни. Но, когда сейтов перестают «кормить», они теряют свое могущество и уже не могут принести ни добра, ни зла просящим. Со­ ловьев же пересказывает услышанную им легенду о сейт Репт-кедде, кото­ рый находится в Печенге. В этот сейт превратился отец двух скупых брать­ ев нуэйт Сырнец. Своим сыновьям через внуков отец колдун передает, что будут они жить хорошо, с оленями, «озера им рыбы тоже дадут, только на этом месте, при этом озере не будет никогда больше двух туп (дворов) и в каждой тупе мужик будет только один. Более этого не будет жить» [9, с. 24]. Как сказал нуэйт, так и произошло. Н. Харузин писал: «...вероятнее предположить, что лопари, подобно многим другим народностям, останавливались при своих перекочевках именно на местах, на которых были похоронены их предки, что обмазыва­ ние жиром камней являлось лишь символистическим кормлением предков подобно тому, как у других народов обычай положения предметов обихо­ да в могилу заменился высечением или вырисовыванием на могильном кам­ не изображений этих предметов» [10, с. 185]. И дальше приводил рассказ Кастрена об озере Сейдярви (Seidajarwi): « ...на этом озере стоял прежде сейд. Этот сейд принадлежал колдуну Лам- псало, который под покровительством своего бога всегда успешно ловил рыбу. Другой колдун стал ловить на противоположном берегу озера, но у него не было сейда, вследствие чего лов его всегда был неудачен, тогда как у Лампсало сети всегда были полны рыбой. Тогда колдун, воспользовав­ шись сном Лампсало, уничтожил сейда, вследствие чего счастье оставило Лампсало, в то время как лов у колдуна стал удаваться» [10, с. 191]. Далее Лампсало вновь находит сейт, а колдун его снова уничтожает. И чтобы решить спор оба колдуна встречаются на горе и состязаются в искусстве колдовства. Лампсало превращается в оленя и является на условное место. Но колдун узнает в олене Лампсало и кричит: «Это ты — Лампсало!» Лам­ псало, признав себя побежденным, ушел из этих мест. Михаил Пришвин в свое время описал легенду о кит-камне — по-саам­ ски «Волесь-Кеддьк». Якобы когда-то на Имандре сошлись два колдуна и заспорили. Один говорит: «Можешь ты зверем обернуться?» Другой отве­ чает: «Зверем я не могу обернуться, а нырну китом, и ты не увидишь меня, уйду в лес». Обернулся — и в воду. Немного не доплыл до берега и показал спину. Колдун на берегу увидал, крикнул — тот и окаменел. Пришвин писал и о том, что, по рассказам поморов, в ущельях гор есть озера, где саамы боятся произнести даже слово. Например, одно из таких ущелий-расщелин называется Им-Ёгор — вход в огромную каменную пе­ щеру Хибинских гор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz