Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

314 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Сааму Карносу в сказке «Каменный человек» удалось подслушать один раз­ говор. Стоял на земле сейт. Одним брю­ хом стоял, голова в воде лежала и по­ просил он саама достать его голову и водрузить на место. Тот, хоть с боль­ шим трудом, но исполнил просьбу и хотел было идти, да услышал, как го­ лова с брюхом заговорила: «—Ну, как? Будешь еще меня терять? А брюхо молчит. Во второй раз голова спросила. Брю­ хо опять молчит. Тогда голова сказала: — А нужна ли тебе, брюхо, голова? Тут Каменный человек не выдержал и его брюхо заговорило: — Когда-то у меня была острая го­ лова и острое сердце. Из-за острого и горячего сердца я и пожертвовал своей Кормление сейта головой, потерял голову. Потому и ос­ тался жить без головы, только с одним ос­ трым и горячим сердцем. И скажу тебе, голова, что как ни плохо жить без голо­ вы, а прожить все-таки можно, а вот без сердца совсем нельзя жить на свете... В ответ на это захохотала, затряслась голова, да и сорвалась с края плеч и полетела вниз обратно в озеро к щукам. Закричала ужасно голова. И увидел саам, как вспыхнуло ярким пламенем сердце Каменного чело­ века. Полетели искры и молнии во все стороны. Полетели брызги крови, как красный дождь на всю тундру [8, с. 53]. Небольшая сказка — а сколько мудрости заложено в ней. Ведь чаще люди живут так, как им подскажет голова, и совсем забывают послушать свое сердце. A. J1. Ященко считает, что саамы подразумевали под сейтом злого духа, невидимого черта, который живет в камне: «В одном месте на берегу Чер- това-озера, (Сёйтяввьр) местоположения которого лопари показать не хо­ тели или не могли, по их рассказам стоит каменная фигура сейта. Приезжа­ ющие ловить рыбу подносят перед ловлей сейту табаку, женщины же оста­ ются на противоположном берегу. Есть ли это действительно какой-нибудь давно выбитый из камня идол или воображение лопарей находит в камне сходство с человеческой фигурой, игра ли это природы? — судить не бе­ русь» и в сноске Ященко добавляет, что «Чертово озеро находится вероят­ но в тех же Хибинских горах» [12, с. 24].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz