Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
314 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Сааму Карносу в сказке «Каменный человек» удалось подслушать один раз говор. Стоял на земле сейт. Одним брю хом стоял, голова в воде лежала и по просил он саама достать его голову и водрузить на место. Тот, хоть с боль шим трудом, но исполнил просьбу и хотел было идти, да услышал, как го лова с брюхом заговорила: «—Ну, как? Будешь еще меня терять? А брюхо молчит. Во второй раз голова спросила. Брю хо опять молчит. Тогда голова сказала: — А нужна ли тебе, брюхо, голова? Тут Каменный человек не выдержал и его брюхо заговорило: — Когда-то у меня была острая го лова и острое сердце. Из-за острого и горячего сердца я и пожертвовал своей Кормление сейта головой, потерял голову. Потому и ос тался жить без головы, только с одним ос трым и горячим сердцем. И скажу тебе, голова, что как ни плохо жить без голо вы, а прожить все-таки можно, а вот без сердца совсем нельзя жить на свете... В ответ на это захохотала, затряслась голова, да и сорвалась с края плеч и полетела вниз обратно в озеро к щукам. Закричала ужасно голова. И увидел саам, как вспыхнуло ярким пламенем сердце Каменного чело века. Полетели искры и молнии во все стороны. Полетели брызги крови, как красный дождь на всю тундру [8, с. 53]. Небольшая сказка — а сколько мудрости заложено в ней. Ведь чаще люди живут так, как им подскажет голова, и совсем забывают послушать свое сердце. A. J1. Ященко считает, что саамы подразумевали под сейтом злого духа, невидимого черта, который живет в камне: «В одном месте на берегу Чер- това-озера, (Сёйтяввьр) местоположения которого лопари показать не хо тели или не могли, по их рассказам стоит каменная фигура сейта. Приезжа ющие ловить рыбу подносят перед ловлей сейту табаку, женщины же оста ются на противоположном берегу. Есть ли это действительно какой-нибудь давно выбитый из камня идол или воображение лопарей находит в камне сходство с человеческой фигурой, игра ли это природы? — судить не бе русь» и в сноске Ященко добавляет, что «Чертово озеро находится вероят но в тех же Хибинских горах» [12, с. 24].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz