Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
313 Сейт — «летучие камни» рева. Деревянные сейты представляли собой обрубок дерева с корнями, обращенными вверх или вниз. Корни обрезались так, чтобы придать вид головы, ствол обозначал остальные части тела. Торнеус писал, что некото рые сейты состояли просто из деревянных столбов, вбитых в землю, но Ка- стрен полагал, что это были не просто столбы, они имели подобие челове ческого образа. Что же касается каменных сейтов, то большей частью, это естественные, выделяющиеся среди других своей огромной величиной или необычным видом камни. Но встречались и сейты, сотворенные руками че ловека. Они представляли собой груду камней, напоминающих голову, пле чи, грудь и другие части тела. Есть и другое мнение на счет происхождения сейтов. По глубокому убеж дению саамов в сейте обитал дух предка, родоначальника погоста. На то место, где соплеменники хоронили своего родоначальника, они ставили большой валун, а чтоб покойник не досаждал, камню, в который, по вере саамов, вселялся дух главы рода, делали приношения. Сейты могли при надлежать как одному роду, так и целому погосту. По мнению саамов, сей ты имели способность передвигаться или летать по воздуху, позже в связи с этим появилось понятие «летучие камни». Сейты, по словам Кастрена, требовали к себе неограниченного почита ния. Им поклонялись с молитвой о благе и здоровье, о долголетии, о мно гочисленности семьи и так далее. Приносились сейтам и жертвы, потому как саамы всячески старались их умилостивить. Если же сейт не «подкарм ливать», его могущество со временем исчезнет. Сейты считались покрови телями тех семейств, которыми совершались жертвоприношения, а то мес то, где стоял сейт, считалось священным. Его обносили оградой, за кото рую никто не смел входить без жертвенного приношения. Сейт «кормили»: обмазывали кровью и жиром животных, клали перед ним оленьи рога. Некоторые этнографы усматривают в них главным образом домашних богов, покровительствующих либо отдельной саамской семье, либо какой- то личности. Шеффер считает, что слово «сейд» обозначает всякого рода божественность, а этнограф и зоолог Александр Леонидович Ященко пред полагал, что в представлении саамов сейт может быть рыбой, птицей и про чим зверем, что дух сейта живет наподобие саама, также держит оленей, ловит рыбу, ведет хозяйство... А в одном саамском предании говорится, что живет на Выдъ-озере вдова-сейт с замужнею дочерью. Живут они в вы сокой «пахте» со входом-трещиной, откуда изредка и вылетают в виде во рон. Итак, мы выяснили, что сейт у древних саамов олицетворял не только изображения домашних богов, но вообще всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной силой. Что главное значение этого сло ва заключается не в том, что сейты являются защитниками саамского дома, а в самой сверхъестественности, присущей некоторым предметам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz