Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

313 Сейт — «летучие камни» рева. Деревянные сейты представляли собой обрубок дерева с корнями, обращенными вверх или вниз. Корни обрезались так, чтобы придать вид головы, ствол обозначал остальные части тела. Торнеус писал, что некото­ рые сейты состояли просто из деревянных столбов, вбитых в землю, но Ка- стрен полагал, что это были не просто столбы, они имели подобие челове­ ческого образа. Что же касается каменных сейтов, то большей частью, это естественные, выделяющиеся среди других своей огромной величиной или необычным видом камни. Но встречались и сейты, сотворенные руками че­ ловека. Они представляли собой груду камней, напоминающих голову, пле­ чи, грудь и другие части тела. Есть и другое мнение на счет происхождения сейтов. По глубокому убеж­ дению саамов в сейте обитал дух предка, родоначальника погоста. На то место, где соплеменники хоронили своего родоначальника, они ставили большой валун, а чтоб покойник не досаждал, камню, в который, по вере саамов, вселялся дух главы рода, делали приношения. Сейты могли при­ надлежать как одному роду, так и целому погосту. По мнению саамов, сей­ ты имели способность передвигаться или летать по воздуху, позже в связи с этим появилось понятие «летучие камни». Сейты, по словам Кастрена, требовали к себе неограниченного почита­ ния. Им поклонялись с молитвой о благе и здоровье, о долголетии, о мно­ гочисленности семьи и так далее. Приносились сейтам и жертвы, потому как саамы всячески старались их умилостивить. Если же сейт не «подкарм­ ливать», его могущество со временем исчезнет. Сейты считались покрови­ телями тех семейств, которыми совершались жертвоприношения, а то мес­ то, где стоял сейт, считалось священным. Его обносили оградой, за кото­ рую никто не смел входить без жертвенного приношения. Сейт «кормили»: обмазывали кровью и жиром животных, клали перед ним оленьи рога. Некоторые этнографы усматривают в них главным образом домашних богов, покровительствующих либо отдельной саамской семье, либо какой- то личности. Шеффер считает, что слово «сейд» обозначает всякого рода божественность, а этнограф и зоолог Александр Леонидович Ященко пред­ полагал, что в представлении саамов сейт может быть рыбой, птицей и про­ чим зверем, что дух сейта живет наподобие саама, также держит оленей, ловит рыбу, ведет хозяйство... А в одном саамском предании говорится, что живет на Выдъ-озере вдова-сейт с замужнею дочерью. Живут они в вы­ сокой «пахте» со входом-трещиной, откуда изредка и вылетают в виде во­ рон. Итак, мы выяснили, что сейт у древних саамов олицетворял не только изображения домашних богов, но вообще всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной силой. Что главное значение этого сло­ ва заключается не в том, что сейты являются защитниками саамского дома, а в самой сверхъестественности, присущей некоторым предметам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz