Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Сейт — «летучие камни» Г оры для людей всегда таили опасность, особенно горы на Севере с ущельями и цирками, обрывами и снеж ными лавинами, ледниковыми наростами и камнепа дами. А. П. Энгельгардт писал, что «неподалеку от озера Имандры, находится высокая “Божья” гора, у подножия которой во времена идолопоклонства, по преданию саамов, предками их приносились жертвы богам; местные абориге ны и в настоящее время говорят об этом месте с особенным благоговением» [11, с. 60]. Поэтому, наверное, в саамской мифологии столько раз ных образов злых горных духов: подземные человечки чаххкли, хранители тайных сокровищ, хозяева скал Поаке вуйнас и, конечно, сеййт, сейт — сейд (каменные божества). В дальнейшем в книге будем употреблять сейт. Камни, особенно если они были необычной формы, на поминающей людей или животных, сразу привлекали к себе внимание, запоминались и в дальнейшем служили местом поклонения древних саамов. Автор статьи «Летучие камни Севера» [3] М. Заферман пишет, что маленькие, средние, огромные валуны — «бара ньи лбы» можно увидеть и в тайге Терского берега, и в бе резовом криволесье возле Мурманска, и в горной тундре, на сопках у кромки Ледовитого океана. И все же более всего заметны нагромождения камней на склонах и вершинах со пок. Именно они получили особое название в Лапландии — сейты, или «летучие камни». Сейты, как сообщает М. А. Кастрен, — это деревянные или каменные идолы, священные камни. Снизойдя к моль бам нуэйтов, боги избирали себе жилище из камня или де-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz