Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
302 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» ния друг друга, безоговорочно выполнять любые команды, по приказу пред сказать будущее. А если человека в таком состоянии ударить ножом, то нож не причинит ему вреда. Барченко был убежден, что в глубоком про шлом на Кольском полуострове в районе Сейдозера существовала цивили зация, оставившая потомкам впечатляющий памятник практической ма гии. И лапландские колдуны — нуэйты — были не кем иным, как жрецами той самой таинственной древней цивилизации. Чуть-чуть подробнее о пра- цивилизации в концепции Барченко. По его мнению, люди, населявшие древнюю северную цивилизацию, знали секрет расщепления атома и пути овладения неисчерпаемыми источниками энергии. Эти-то секреты и хотел найти для своего Отечества Александр Васильевич. В сейдозерских ущельях, в местах «менгиров» люди испытывают сла бость, безотчетный страх, головокружение или начинают галлюцинировать. Экспедиция выяснила еще один интересный факт: Куйва находится на од ной прямой с Роговым островом на Ловозере. С тем самым островом, на котором в давние времена находилось капище и куда нуэйты приносили жертвы своим богам. Кроме того, на этой прямой были замечены специфи ческие геомагнитные феномены. Члены экспедиции Барченко заметили, какой неимоверный страх на саамов наводил контур «старика», как называли они Куйву. И как пишет Олег Шишкин: «По их поверьям, эта огромная белая тень, лежавшая на скалах и напоминающая фигуру человека, была чем-то вроде живого суще ства, каким-то энергетическим сгустком, оказавшим сильное влияние на жизнь окрестных лопарей» [7]. Позже группе Барченко удалось обнаружить еще одного «старика» на соседней скале. Об этих «стариках» местная саамская женщина, охотница и проводник Анна Васильевна, (фамилии не указывается) рассказала участ никам экспедиции легенду: «Давным-давно саамы воевали с чудью. Саамы победили и обратили чудь в бегство. Чудь ушла под землю, а два ее предво дителя или полководца, доскакав до Сейдозера, на своих конях перепрыг нули через озеро и ударились о скалу противоположного берега, да так на веки и остались на скале» [7]. Записал Барченко здесь разные предания стариков саамов и даже встре тился с местными потомственными нуэйтами Даниловыми, которые «уме ли впадать в состояние каталепсии и даже вызывали у себя летаргический сон» [7]. Изучение Александром Васильевичем загадочной болезни меряченье и связанного с ним эффекта массового направленного психоза привлекли к Барченко «внимание самой могущественной силы в СССР — Спецотдела ВЧК/ОГПУ, во главе которого стоял Глеб Бокий» [7]. После возвращения из Лапландии А. В. Барченко и его друг по экспеди ции — астрофизик Александр Кондиайн в конце 1923 года учреждают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz