Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

301 Тайны Ловозерских гор изучению мозга и психической деятельности Александр Васильевич Вар­ ченко. Кто же он такой и как попал на Мурман? По его собственной характеристике, по национальности — русский, по образованию — естествовед, биолог, прослушавший курс лекций по меди­ цине в Казанском и Юрьевском университетах. Увлекался мистикой, инте­ рес к которой доходил до того, что одно время он занимался хиромантией, то есть гадал по линиям на ладонях. И как пишет Олег Шишкин в своей книге «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж» /7 /: «...хиромантия, спиритизм и Шамбала стали для Александра Васильевича сокровенными понятиями, связанными с наследием вымерших народов седой древности. Наука погибших цивилизаций, как полагал А. В. Барченко, должна была снова возродиться в обновленном мире». 18 лет своей жизни он посвятил изучению естествознания, в результате этого у него выработался свой взгляд на древнейшую культуру Востока, в частности, Тибета — в корне отличи­ мый от общепринятого европейцами взгляда. До поездки на Север у него выходит несколько очерков с красноречи­ выми названиями: «Передача мыслей на расстоянии», «Опыты с мозговы­ ми лучами», «Загадки жизни» и другие. Все они вышли до 1915 года. Позже он составит и законченный курс «Истории древнейшего естествознания». Александру Барченко одному из немногих в те годы, как пишет Олег Шишкин, удалось «приподнять завесу таинственности над фантастически­ ми способностями, данными человеку природой. В 1911 году ученый про­ водит ряд сенсационных опытов, связанных с изучением телепатических волн, или, как их называли в начале века, N -лучами». В революционные годы он становится активным сотрудником Инсти­ тута мозга и психической деятельности В. М. Бехтерева. Выступал с докла­ дами, читал лекции, принимал участие в научных конференциях, но голод вынудил ученого покинуть Петроград и уехать на Кольский полуостров в Мурманск, где он был устроен на должность председателя научного совета в местном отделе народного хозяйства. Вот здесь-то и зародилась у него мысль провести экспедицию в глубь саамской земли для изучения необычного за­ болевания — «эмерик, или меряченье», которым могли заболеть как абори­ гены северных территорий, так и русские. До сих пор происхождение этой болезни труднообъяснимо, так как исследования, которые проводились в этой области, до сих пор остаются засекреченными; есть предположение, что со­ стояние «меряченья» сходно с состоянием зомби. В словаре В. Даля читаем: «.. .мирячить: припадочная болезнь, весьма похожа на кликушество и на одер- жанье...» Также это слово может обозначать призрак и видение или помеша­ тельство и омрачение, о чем, впрочем, говорится и в записках Барченко. Барченко считал, что специфическое состояние, похожее на массовый психоз. Обычно оно проявляется во время магических ритуалов, но может возникнуть и спонтанно. В такие моменты люди могли повторять движе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz