Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
300 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» ти новых видов мха и ягеля. Петтери Кетолла сообщал журналисту о том, что был свидетелем необыкновенного явления: «Островок на болоте выг лядел ужасающе: мы будто попали в страну усопших. Везде виднелись фи гуры окаменевших людей. Они сидели неподвижно, покорившись судьбе, с отупевшими, каменными лицами, и будто смотрели на нас. Это было как дурной сон. Я почувствовал, что скоро сам начну каменеть. Ученые тоже были изумлены. Они поняли, что сделали самое важное за эту экспедицию открытие, что эти хрустальные камни, это стеклообразное вещество, обра зовавшее странные фигуры, представляет собой ийолит. В глубокой древ ности он застыл в недрах земли: облекавшая его магма впоследствии вы ветрилась, но “сердце” камня пережило тысячелетия. Там были человече ские фигуры в самых разных позах... Там были и деформированные монстры... Меж камнями бил сильный ключ, его пузырящаяся вода и зи мой сохраняла температуру шесть—семь градусов. В мороз густой туман покрывал это место и саамы говорили, что из-под земли выходит дым — “каменные избы топятся” ...» [2, с. 43] Петтери рассказывал о том, что, исследуя Сейдозеро, они на Могиль ном острове столкнулись с тремя монахами-отшельниками, старший из которых, впав в транс, стал пророчествовать: «Проклятие и смерть — вот что вы сюда принесете! Проклятие и смерть людей, умирающих толпами, неизвестные могилы из креста в тундре... Людей, как оленей, загоняют за ограду... И они должны копать, копать... Берега Имандры, горы Хибин и Кильдина, Умпьявьр, Луяврурт — Божья гора... Дым до облака и кровь, кровавая мгла... Золото, серебро, железо, цепи, рыдание, плач! Но никто не слышит, как они плачут. Им надо рыть, копать... Кто нашел золо то Хибин, серебро Кильдина, железо Умптэка (саамское название Хибин. — Н. Б.), камни Сейдявра? Кто это на бумаге нарисовал, кто пала чам открыл дорогу?» [2, с. 43] Из этого пророчества можно предположить многое: и экспедицию в 20-х годах Барченко, и 30-е годы, обозначившиеся репрессиями, и труд на Карнасурте заключенных, копавших и долбивших горы Луяврурта, жив ших за колючей проволокой. Их слезы и стоны... Интересно, почему после финской экспедиции и экспедиции Барченко появились только фантасти ческие истории? Почему Петтери рассказал об экспедиции 1887 года толь ко в 40-х годах XX века? Пока что мы можем задавать только одни вопро сы. Когда появятся ответы — неизвестно. А. В. Барченко и его экспедиция В конце лета 1921 года на Север в район Сейдозера пришла экспедиция, которую возглавил заведующий Мурманским институтом краеведения, корреспондент Ученой конференции при Петроградском институте по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz