Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

291 Л егенды Сейдозера Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­ роятно — это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу. Непростое это место, одним словом, — Сейтушкино селение, как сказы­ вала моя бабушка. Говорила она мне: —Примет Сейт — всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ ше бы принял. В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления: — Умываться к озеру пойдешь — в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся. И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, — на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех! Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю — примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь. Голоса птиц над водой словно доносят бабушкины слова: — Помни, внученька, земля — мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь — моло­ дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь — умной станешь! Снежный человек Живет в саамских мифах лесной дух — Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина — Мёц — хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­ му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие. Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­ тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­ дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть? 19 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz