Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

289 Л егенды Сейдозера Кстати, многие отмечали, что видели рядом с «пляшущим Куйвой» ог­ ромных размеров шаманку, очертания которой четко просматривались. Кто знает, может быть, это, всего лишь игра света и тени? Но автор статьи «Странности озера Сейд» А. Верховиков пишет, что он с группой воспи­ танников молодежного театра-студии «Стерх», которые вот уже 10 лет под­ ряд ходят на Сейдозеро, видел эту шаманку. Верховиков говорит, что ша­ манку видело еще много людей. А вот у А. Кожевникова в романе «Солнце ездит на оленях» эта же ле­ генда записана, но в другой интерпретации. В ней говорится, что Куйва, предводитель, с грабителями и поваром Павром пришли на саамские зем­ ли. Озеро тогда еще безымянным было, и жил на нем «могучий лопарский колдун». Развел Павра костер, чтобы обед разбойникам готовить, тут-то его колдун и заколдовал, обратив в камень, а когда Куйва начал к Павре с обрыва спускаться и его в камень обратил. И стоит один уже много лет над окаменевшим котлом, а другой «черной каменной глыбой в виде человека был впаян в отвесный берег озера» [4, с. 280]. Будучи на Сейдозере, мы долго всматривались с горы Нинчурт в скло­ ны горы Куэмдеспахт, стараясь разгадать таинственные знаки, но расшиф­ ровать их так и не смогли. И неудивительно: горам тем от 255 до 315 мил­ лионов лет. Кто знает, может с тех пор и в скале над Сейдозером стоит Куйва каменный. Когда Александр Даниленок и Владимир Кузнецов отсняли на камеру водопад у горы Куйвчорр, Саша рассказывал: —Мы вышли на него случайно. Что-то невероятно красивое и груст­ ное. И мне вспомнилась легенда о Сейде. Горная вода, точно слезы девуш­ ки, струилась по камням. Я думаю, эта легенда самая точная из тех, кото­ рые ты нам рассказывала. Первые фотосъемки Куйвы, сделанные геологами с вертолета в 60-х го­ дах, позволяли рассмотреть только общие очертания природного феномена. «Две последующие попытки профессиональных фотографов отснять фраг­ менты силуэта с близкого расстояния заканчивались трагично. Фотографы вместе с оптикой погибли под камнепадами, сошедшими с вершины ска­ лы», — вспоминал те годы Александр Гурвиц [3]. В разговоре с ним я услышала: «На Куйву меня не пускают», спросила: «Просто к слову сказано?» Он пояснил: — Нет, идет непосредственное общение с хозяином места Сейдозера. — Вы считаете хозяином озера наскальную каменную фигуру Куйвы? — Конечно! Но здесь есть и хозяйки озера. Куйва — хозяин всего места. Озеро делится на три котловины, и у каждой из них есть своя хозяйка — центральной котловины, восточной и западной. — Вы говорите, что общались с хозяином Сейдозера Куйвой. Он для вас светлый или темный дух? По саамским легендам, он разный и скорее более зловещий, что ли... 19— 1390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz