Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
288 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» мер, в одной говорится, что очень дав но ходил по горам человек, сломал ногу и мгновенно окаменел. И добавляется, что старик этот был упрям. Решил в запретное место пойти, потому и ногу сломал, но все же не повернул назад. Подвернул штанину, снял каньгу со сломанной ноги и дальше пошел. Толь ко дошел до запретного места, как ока менел. Так на одной ноге каньга [5] на дета, а на другой — сапог. Сказание гласит, что придут саамы на это озеро рыбу ловить, да с лопаты сейду табач ку принесут, а женщины по этому бе регу боялись ходить. О. Комарецкая называет этот сейд Хиппих Нен, и записано о нем следую щее: стоит он на берегу Сейдозера, в скале, имеющей посредине ущелье, по могает в рыболовстве и на охоте. Рань ше около ущелья лежало много остатков жертвенных рогов, только уже давно их все оттуда повытаскали. Женщинам на этот сейд смотреть вос прещалось, могли вызвать гнев его. Самые популярные из легенд рассказывают о набегах в эти места шве дов, которые грабили и убивали саамов. Однажды саамы собрались на сво ем Священном озере Сёйтяввьре, заманили туда врагов и победили их. Ос тался один Куйва, предводитель врагов. По одной легенде — раненый, он хотел через горы убежать, но упал на одну из скал и застыл, по другой — смертельно раненный саамским героем Ляйне спустился к озеру утолить жажду, да так и застыл на веки. Хорошо видны его шея и плечи, а голова — в воде... В третьей версии Куйву превратил в камень саамский нуэйт, мет нув в него молнию. Есть еще один вариант. Оставшиеся в живых шведы пу стили слух, что Куйва, хоть и окаменел на скале, будет мстить саамам. По легенде, рассказанной Марией Гавриловной Медведевой, Куйва не был предводителем врагов. Это был шведский саам, который решил пре дупредить своих братьев — ловозерских саамов — о нападении, но около скалы его настигла смерть, и он превратился в камень. Но даже со скалы Куйва указал на врагов. Возлюбленная его Пуйва от тоски тоже преврати лась в камень и встала на другом берегу Сейдозера. Существует еще одна легенда:«.. .была война, сошлись в этом месте про тивоборствующие силы. Но старая шаманка запретила им воевать. Когда они не послушались, шаманка превратила всех в камни...» [2].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz