Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

288 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» мер, в одной говорится, что очень дав­ но ходил по горам человек, сломал ногу и мгновенно окаменел. И добавляется, что старик этот был упрям. Решил в запретное место пойти, потому и ногу сломал, но все же не повернул назад. Подвернул штанину, снял каньгу со сломанной ноги и дальше пошел. Толь­ ко дошел до запретного места, как ока­ менел. Так на одной ноге каньга [5] на­ дета, а на другой — сапог. Сказание гласит, что придут саамы на это озеро рыбу ловить, да с лопаты сейду табач­ ку принесут, а женщины по этому бе­ регу боялись ходить. О. Комарецкая называет этот сейд Хиппих Нен, и записано о нем следую­ щее: стоит он на берегу Сейдозера, в скале, имеющей посредине ущелье, по­ могает в рыболовстве и на охоте. Рань­ ше около ущелья лежало много остатков жертвенных рогов, только уже давно их все оттуда повытаскали. Женщинам на этот сейд смотреть вос­ прещалось, могли вызвать гнев его. Самые популярные из легенд рассказывают о набегах в эти места шве­ дов, которые грабили и убивали саамов. Однажды саамы собрались на сво­ ем Священном озере Сёйтяввьре, заманили туда врагов и победили их. Ос­ тался один Куйва, предводитель врагов. По одной легенде — раненый, он хотел через горы убежать, но упал на одну из скал и застыл, по другой — смертельно раненный саамским героем Ляйне спустился к озеру утолить жажду, да так и застыл на веки. Хорошо видны его шея и плечи, а голова — в воде... В третьей версии Куйву превратил в камень саамский нуэйт, мет­ нув в него молнию. Есть еще один вариант. Оставшиеся в живых шведы пу­ стили слух, что Куйва, хоть и окаменел на скале, будет мстить саамам. По легенде, рассказанной Марией Гавриловной Медведевой, Куйва не был предводителем врагов. Это был шведский саам, который решил пре­ дупредить своих братьев — ловозерских саамов — о нападении, но около скалы его настигла смерть, и он превратился в камень. Но даже со скалы Куйва указал на врагов. Возлюбленная его Пуйва от тоски тоже преврати­ лась в камень и встала на другом берегу Сейдозера. Существует еще одна легенда:«.. .была война, сошлись в этом месте про­ тивоборствующие силы. Но старая шаманка запретила им воевать. Когда они не послушались, шаманка превратила всех в камни...» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz