Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

287 Легенды Сейдозера — Как вы считаете, это место — чаша вулкана? — Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области... Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­ лые — являющиеся биогенными стимуляторами. Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека. Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­ тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые — просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным — разместить на ладони мож­ но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым. И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­ полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­ соту, перед которой дух захватывает! Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу. Куйва Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва — это на­ скальное изображение распятого саамского бога — гигантский «петрог­ лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Напри

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz