Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

286 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление — «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди — точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­ стностях снежного человека... Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­ таточно. Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­ рым гонится Бог Грома — Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­ вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­ сивы горы Саамиедны , а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­ бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома — Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира. А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­ нул древний вулкан? Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­ беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей — не напьешься! Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­ амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­ амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила. Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­ никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет. В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гур- вицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Лово- зерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz