Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

284 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Вид на Ловозерские горы и Сейдозеро из космоса Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем — Сёйтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­ нялись камням — сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ ро — рыбы полное, а как проехать, дойти до него — не ведали. Вконце 20-х годов, как описывает эта события известный этнограф В. В. Чар­ нолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель. Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­ щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­ дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­ гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­ тили свое озеро саамы. В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозе- ре два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром. Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­ де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озе- ре Иван Григорьевич Терентьев — ветеран совхоза «Тундра», участник

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz