Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
284 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Вид на Ловозерские горы и Сейдозеро из космоса Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем — Сёйтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло нялись камням — сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе ро — рыбы полное, а как проехать, дойти до него — не ведали. Вконце 20-х годов, как описывает эта события известный этнограф В. В. Чар нолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель. Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус тили свое озеро саамы. В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозе- ре два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром. Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озе- ре Иван Григорьевич Терентьев — ветеран совхоза «Тундра», участник
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz