Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

280 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Про Оаз можно прочесть в саамских сказках «Хозяйка травы», «Ацек», «Оцце», «Ядз», «Оадзь» и других [ 15]. Враждебным миру живых является и Роаввк — живой мертвец, упырь, или зомби с черными зубами и черным лицом. Обычно им становится не­ правильно захороненный нуэйт-колдун, злой и беспощадный. В главе о по­ гребальных обрядах саамов уже говорилось, что нуэйта должны были хо­ ронить вниз лицом, чтобы он не нашел выхода из земли, не нападал бы на людей, не съедал бы их заживо. Много сказаний посвящено еще одному подземному существу — черту. Кто как его называет: Чанн, Перкель или Чогк-кабперь. В сказаниях Пер- кель — помощник Бога, посылающий на землю дождь, делающий грозу. Саамы называли табак «пеплом от чертова хвоста». Объяснением это­ му служила луввьт, записанная В. И. Немировичем-Данченко в 1873 году. Я приведу ее полностью. «Когда-то черт затесался в гости к благочестивому лопарю, зная, что у него дочка очень красива. Перекрестив двери и верхнее отверстие вежи, лопарь преградил таким образом нечистому выход, а сам разложил в веже большой костер. Несчастный ловелас, привыкший в аду поджаривать дру­ гих, очутился в очень скверном положении, которое лопарь ухудшил еще тем, брызгал на черта тюленьим жиром, желая приготовить сатану по всем правилам лапландского кулинарного искусства. Наконец, тронутый жало­ бами и стенаниями духа зла, хозяин выпустил его, проломав отверстие в боковой стене вежи. Черт выскочил весь опаленный и уже без хвоста. Ло­ парь же стал беспрерывно чихать. Как оказалось, вся вежа была перепол­ нена табаком — пеплом сгоревшего чертова хвоста. По дороге в ад с черта сыпались искры. И везде, где они падали на землю, вырастал табак. Дым табака — это дым адского племени» [8]. Много о черте у саамов сказок: «Мальчик и чертенок», «Про сатану», «Как саам дьявола из беды выручил», «Чертенок», другие. Из них понятно, что саамы совсем не боялись черта, они с ним охотились, выручали его из беды. ПРИМЕЧАНИЯ 1. В приложении книги В. В. Чарнолуского «Легенда об олене-человеке» — «шаст зеле­ ный» — косматый мох на деревьях. 2. Демин В. Н. Гиперборея — утро цивилизации. — М., 1997. 3. Живописное обозрение. — Т. VI. 4. Комшилов Я. А. Три парня // Живая Арктика. — 1999. — № 3—4. 5. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири / Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002. — Т. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz