Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
280 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Про Оаз можно прочесть в саамских сказках «Хозяйка травы», «Ацек», «Оцце», «Ядз», «Оадзь» и других [ 15]. Враждебным миру живых является и Роаввк — живой мертвец, упырь, или зомби с черными зубами и черным лицом. Обычно им становится не правильно захороненный нуэйт-колдун, злой и беспощадный. В главе о по гребальных обрядах саамов уже говорилось, что нуэйта должны были хо ронить вниз лицом, чтобы он не нашел выхода из земли, не нападал бы на людей, не съедал бы их заживо. Много сказаний посвящено еще одному подземному существу — черту. Кто как его называет: Чанн, Перкель или Чогк-кабперь. В сказаниях Пер- кель — помощник Бога, посылающий на землю дождь, делающий грозу. Саамы называли табак «пеплом от чертова хвоста». Объяснением это му служила луввьт, записанная В. И. Немировичем-Данченко в 1873 году. Я приведу ее полностью. «Когда-то черт затесался в гости к благочестивому лопарю, зная, что у него дочка очень красива. Перекрестив двери и верхнее отверстие вежи, лопарь преградил таким образом нечистому выход, а сам разложил в веже большой костер. Несчастный ловелас, привыкший в аду поджаривать дру гих, очутился в очень скверном положении, которое лопарь ухудшил еще тем, брызгал на черта тюленьим жиром, желая приготовить сатану по всем правилам лапландского кулинарного искусства. Наконец, тронутый жало бами и стенаниями духа зла, хозяин выпустил его, проломав отверстие в боковой стене вежи. Черт выскочил весь опаленный и уже без хвоста. Ло парь же стал беспрерывно чихать. Как оказалось, вся вежа была перепол нена табаком — пеплом сгоревшего чертова хвоста. По дороге в ад с черта сыпались искры. И везде, где они падали на землю, вырастал табак. Дым табака — это дым адского племени» [8]. Много о черте у саамов сказок: «Мальчик и чертенок», «Про сатану», «Как саам дьявола из беды выручил», «Чертенок», другие. Из них понятно, что саамы совсем не боялись черта, они с ним охотились, выручали его из беды. ПРИМЕЧАНИЯ 1. В приложении книги В. В. Чарнолуского «Легенда об олене-человеке» — «шаст зеле ный» — косматый мох на деревьях. 2. Демин В. Н. Гиперборея — утро цивилизации. — М., 1997. 3. Живописное обозрение. — Т. VI. 4. Комшилов Я. А. Три парня // Живая Арктика. — 1999. — № 3—4. 5. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири / Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002. — Т. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz