Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

274 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» для передачи при входе святому Петру. Рядом с покойником лежал малень­ кий бочонок водки, сушеная рыба, оленье мясо. Сородичи зажигали мно­ жество сосновых факелов и, плача, причитая, шли хоронить. После смерти жилище покойника открывали, и все родственники поки­ дали его на семь—девять дней. Тело покойника омывалось очень быстро, пока не остыло, причем женщины омывали покойниц, мужчины — покой­ ников. Умершего одевали и клали в амбар, куда до определенного срока входить запрещалось. Поминки совершали в разных местах по-разному. Одни саамы поминали после трех дней со смерти покойного, другие — по прошествии шести, третьи — лишь на годовщину. Мужчины траур не носили, а женщины одевали черный сарафан и по­ крывали голову черной косынкой. Девушки носили траур до шести недель, замужние женщины — до года. В течение шести недель девушки не уча­ ствовали в играх, не ходили на вечеринки. На могилах ставились кресты, на которых вырезалось клеймо покойно­ го или фамилия и имя умершего. С погребальным обрядом были связаны различные приметы: если по­ хороны совершались зимой и на могилу падал снег — значит, покойнику будет хорошо и после него в погосте еще нескоро будет другой случай смер­ ти. Если погода ясная и на небе много звезд — жди другого покойника. Если похороны происходили летом и в это время шел дождь — покойник был большим грешником и ему будет плохо на том свете. Могилы у саамов считались священным местом, их нельзя было разру­ шать, а тем более производить какие-либо раскопки. По поверьям, душа умершего сразу направлялась к Богу, была у него три дня, а затем на олене объезжала те места, где бывала при жизни. Счита­ лось, что чем быстрее она совершала это путешествие, тем быстрее узнава­ ла о своей судьбе. По описаниям, оно длилось три недели или три года. Наконец, совершив путь-дорогу, душа узнавала: ждет ее хозяйка страны матери смерти Яммье-акка-айбмо — рая или властитель ада (ёамм-айбмо) Яммье-выгкэй. У Т. В. Лукьянченко в статье «Семья и семейные обряды» говорится о том, что саамы заранее себе готовили одежду на смерть, которая состояла «у мужчин из нижнего белья, костюма, галош или канег. У женщины — из традиционной юбки и кофты, шамшуры с платком и канег. С канег срезали острые, загнутые кверху носы. Одежда обязательно должна была быть новая с преобладанием белого цвета». После прощания с покойником гроб опускали в могилу и засыпали землей, устанавливая на месте захоронения деревянное надгробье. На могиле обязательно оставляли затупленный то­ пор, разную утварь и пищу — указывает Татьяна Васильевна. Хоронили обычно на третий день, а если ждали родственников из дальнего погоста, то похороны откладывались. После похорон устраивались поминки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz