Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
273 Боги и герои в мифах саамов выяснили, что такие предметы были колотушками, которыми нуэйты били в бубны. Кроме того, на захоронениях древние саамы разводили огонь из сосновых веток. Этот обычай — обогревать огнем могилы покойников — существовал в Иоканге. В женских погребениях находили украшения — ожерелья из зубов жи вотных, костяные трубки для хранения шильев, игл и жильных нитей. Час тенько встречались и кусочки пемзы, которыми саамы пользовались для шлифования костяных изделий и очистки шкур от мездры (внутреннего рыхло-волокнистого слоя кожи). Нашли археологи и гребень, сделанный из роговой пластины с 16 зубьями, длиной до 3 сантиметров, который мог использоваться для чистки волокон крапивы, из которой саамы готовили пряжу для сетей. По христианскому обычаю покойника клали в гроб, совершали отпева ние и хоронили на кладбище. По словам Реньара, могилу поливали водой. На третий день совершали тризну, убивая того оленя, на котором везли покойника. Мясо оленя съедали, а кости и доски с изображением покойни ка предавали земле. Лявозеро. Могилы. 1910 г. П. М. Ламартиньер так описал похоронный обряд, свидетелем которо го стал, путешествуя по северным странам. Покойника с медвежьих шкур перекладывали в гроб, предварительно одев в белое. Лицо и руки у него оставляли открытыми, в одну руку вкладывали кошелек с деньгами, чтобы заплатить за вход в рай. В другую — бумагу, написанную священником, IS— 1.190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz