Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

272 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» шего, латунные кольца, оберегавшие от дурных воздействий. Богатых хоро­ нили, укладывая на сани в земле или выдалбливая из дерева гроб. Если же умирал бедняк, его просто опускали в могилу и закладывали камнями. В могилу клали топор, огниво, реже — лук и стрелы, на могиле оставляли вещи покойного. Если саам умирал в дороге, его просто клали в сани и оставляли под открытым небом. В саамской сказке «Кускас» говорится о том, что «когда кто из взрос­ лых умрет, сейчас у хозяина продают оленя и деньги отдают за погребение и на свечи, так как саамы считают, что и после смерти умерший непремен­ но будет ездить на оленях. Если же на это оленя не дать, значит пригово­ рить покойного в загробной жизни ходить пешком» [ 13, с. 87]. В 1877 году архангельский краевед Николай Дергачев писал: «Умерших придают погребению без гробов, в некоторых местах в одежде, а в других совершенно голых». Имеется и такое свидетельство по поводу погребального обряда саа­ мов. Когда кто-либо умирал, все остальные должны были соблюдать пол­ ную тишину, дабы не потревожить умершего. При нарушении этого табу душа покойного никогда не обретет покоя и останется между двумя мира­ ми. Чтобы покойник не воскрес, ему под ноги клали острый предмет. Было и еще одно табу: нельзя выносить тело покойного через общий выход, ко­ торым пользовались все. Для того, чтобы вынести мертвое тело из жили­ ща, поднимали полог куваксы. Если этот обряд не соблюдался, могла по­ следовать еще одна смерть. В других местах гроб с покойником выносили через окно, выставляя для этого раму. Как сообщает Н. Н. Волков, после захоронения вокруг мо­ гильного холма саамы топором обводили черту, пересекая ее несколько раз, с единой целью, чтобы покойник не мог перейти ее и вредить людям. Умерших хоронили в безлюдных местах, в стороне от троп животных. Хоронили в сухих каменистых местах, в расщелинах. Покойника заворачи­ вали в березовую кору и рядом с ним укладывали его утварь, все то, что ему могло понадобиться в загробном мире. Бересту, в которую заворачивали покойного, сшивали нитями из оленьих жил, иногда ее украшали изобра­ жениями оленей, медведей и волков, картинами из охотничьей жизни саама. Иначе хоронили саамских колдунов-нуэйтов. Они умирали всегда очень неспокойно: бились, кричали... Чтобы нуэйт избежал предсмертных муче­ ний, в его жилье должны были перевернуть вверх дном котел. В гроб нуэй- та укладывали ничком, чтобы он не мог найти выхода из земли. Если этого не соблюсти, покойник-нуэйт будет вставать из могилы, превращаться в роавка (живого мертвеца) и пугать людей... В ряде предметов, обнаруженных при раскопках захоронений, археоло­ ги находили костяные колотушки, напоминавшие букву «Т». Впоследствии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz