Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
272 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» шего, латунные кольца, оберегавшие от дурных воздействий. Богатых хоро нили, укладывая на сани в земле или выдалбливая из дерева гроб. Если же умирал бедняк, его просто опускали в могилу и закладывали камнями. В могилу клали топор, огниво, реже — лук и стрелы, на могиле оставляли вещи покойного. Если саам умирал в дороге, его просто клали в сани и оставляли под открытым небом. В саамской сказке «Кускас» говорится о том, что «когда кто из взрос лых умрет, сейчас у хозяина продают оленя и деньги отдают за погребение и на свечи, так как саамы считают, что и после смерти умерший непремен но будет ездить на оленях. Если же на это оленя не дать, значит пригово рить покойного в загробной жизни ходить пешком» [ 13, с. 87]. В 1877 году архангельский краевед Николай Дергачев писал: «Умерших придают погребению без гробов, в некоторых местах в одежде, а в других совершенно голых». Имеется и такое свидетельство по поводу погребального обряда саа мов. Когда кто-либо умирал, все остальные должны были соблюдать пол ную тишину, дабы не потревожить умершего. При нарушении этого табу душа покойного никогда не обретет покоя и останется между двумя мира ми. Чтобы покойник не воскрес, ему под ноги клали острый предмет. Было и еще одно табу: нельзя выносить тело покойного через общий выход, ко торым пользовались все. Для того, чтобы вынести мертвое тело из жили ща, поднимали полог куваксы. Если этот обряд не соблюдался, могла по следовать еще одна смерть. В других местах гроб с покойником выносили через окно, выставляя для этого раму. Как сообщает Н. Н. Волков, после захоронения вокруг мо гильного холма саамы топором обводили черту, пересекая ее несколько раз, с единой целью, чтобы покойник не мог перейти ее и вредить людям. Умерших хоронили в безлюдных местах, в стороне от троп животных. Хоронили в сухих каменистых местах, в расщелинах. Покойника заворачи вали в березовую кору и рядом с ним укладывали его утварь, все то, что ему могло понадобиться в загробном мире. Бересту, в которую заворачивали покойного, сшивали нитями из оленьих жил, иногда ее украшали изобра жениями оленей, медведей и волков, картинами из охотничьей жизни саама. Иначе хоронили саамских колдунов-нуэйтов. Они умирали всегда очень неспокойно: бились, кричали... Чтобы нуэйт избежал предсмертных муче ний, в его жилье должны были перевернуть вверх дном котел. В гроб нуэй- та укладывали ничком, чтобы он не мог найти выхода из земли. Если этого не соблюсти, покойник-нуэйт будет вставать из могилы, превращаться в роавка (живого мертвеца) и пугать людей... В ряде предметов, обнаруженных при раскопках захоронений, археоло ги находили костяные колотушки, напоминавшие букву «Т». Впоследствии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz