Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

271 Боги и герои в мифах саамов культ” принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящих­ ся к умершим, и связанные с этими обрядами верования» [17]. Древнейшим религиозным признаком разных народов была вера в бес­ смертие души. Саамы — не исключение. Они свято верили в то, что в за­ гробном мире существует страна матери смерти Яммье-акка-айбмо, в ней умершие обретают новые тела, вместо тех, что тлеют в могилах. В Яммье- акка-айбмо живут души только добрых людей, что в общепринятом поня­ тии можно назвать раем. В нижнем мире, более глубинном царстве, нахо­ дится страна Яммье-Выгкэй, там злых людей ждут невероятные мучения. Проще сказать, они попадают в ад. Начальной формой поклонения считается культ умершего, а обряд жерт­ воприношения вышел из примитивного «кормления» этих умерших. Первые культовые сооружения — храмы — были как бы посмертными памятниками умершим, их воздвигали на гробницах. А вот молитвы сложились от обра­ щений к усопшим, а значит, все религиозные обряды ведут свое начало от погребального культа, так нам популярно объясняет С. А. Токарев. Многих этнографов Лапландии интересовал погребальный культ саа­ мов как в прошлом, так и сейчас. Поэтому сведений о погребальных обря­ дах саамов имеется немало. Начну рассказ с самых, на мой взгляд, древних. Н. Харузин сообщает, что у саамов существовал обычай хоронить под оча­ гом. Не менее древним обычаем был выбор места захоронения и «за во­ дой». То есть, таким образом, чтобы живых и мертвых разделяло водное пространство. Саамы селились на берегах рек и озер, вода по их поверьям являлась прекрасным препятствием покойнику для возвращения обратно. Н. Н. Волков пишет, что обычай хоронить «за водой» существовал не так уж давно. Острова, где проходили захоронения, сразу приобретали и соответствующие названия «могильных островов». Такие острова есть на озере Имандра, на Енозере, Ловозере, других. Также саамы верили, что умершие их сородичи превращались, кто в ди­ кие камни, которым впоследствии приносились жертвоприношения и назы­ вали их сейдами, другие души умерших улетали на небо, чтоб превратиться в сполохи северного сияния, могли принять образ рыб, птиц, зверей. Исследователь Лапландии Иоганн Шеффер в своем труде «Лаппония» (1674) сообщает, что после смерти родственника саамы покидают вежу, в которой умер или лежал покойник. Реньар дополнил этот обряд тем, что впоследствии разрушалось и само жилище. Другие исследователи говорят о том, что хоронили у саамов по двум обрядам: языческому и христианскому. По языческому обряду покойника, если он был богатым человеком, обёрты­ вали холстиной, одевали в лучшие одежды, принадлежавшие умершему при жизни. Ближайшие родственники дарили тем, кто должен был хоронить умер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz