Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

270 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Верный друг саама Особая роль в жизни саамов отводилась собаке —-пённэ. Она была вер­ ным товарищем в трудной пастушьей жизни саама. Подгоняла отбивших­ ся оленей к стаду, поворачивала стадо в нужное направление, перегоняла оленей на новые места, загоняла животных в кораль, предупреждала пасту­ хов о приближении хищников. Интересно описал верного друга саама — его собаку П. М. Ламартиньер: «Собаки их так малы, что самая большая не более фута длинной, высотой в ладонь; шерсть длиной в палец, грубая и всклокоченная, цветом светло-рыжая, уши стоячие, вроде волчьих, голова и морда, как у крысы; они очень ловко ловят мышей, которых пожирают, охотясь за ними, как наши кошки; за это лапландцы очень ценят своих со­ бак, хотя они очень безобразны, а хвост у них завернут колечком и похож на свиной» [6, с. 25]. Самыми главными качествами саамской лайки, как ее называли в народе, были развитое обоняние, зрение, слух, послушание, точ­ ное выполнение команд и незлобивость по отношению к оленятам. У каж­ дого пастуха обязательно имелись одна-две лайки. Но собаку саамы не ба­ ловали. Жила она без особой ласки, хотя всегда была сыта, напоена и гото­ ва бежать за оленями. На собаках саамы возили воду от реки к избе или тупе, белье, дрова, но собаки у саамов с грузом обычно не проходили боль­ ше версты, не хватало силенок. В ручные санки их запрягали по одной, не больше. Более верного друга и не придумаешь. Об этом говорит даже черт из сказки «Саам и нечистый», который попросил саама принести ему «что вер­ нее тебя». Сначала саам приводит жену, но та предает его, тогда приводит собаку. В то время, когда саам заснул, нечистый стал подбираться к нему. Собака почуяла, залаяла и бросилась на нечистого. Тот сказал сааму: «Вот это действительно вернее тебя» [ 13, с. 144]. Как олень и медведь, собака в некоторых сказках саамов по ночам пре­ вращается в человека. Однажды родители привели своему сыну-собаке не­ весту, он ночью снял свою шкуру и стал перед девушкой красавцем — «кра­ сивей и на свете нет». О собаке, меняющий свой облик на человеческий, можно прочесть в сказках «Собачий сын», «Красивая Катерина», «Пеный альк», «Охотник в собачьей шкуре», «Человек-собака». Подземные боги и духи Могильный остров Прежде чем начать разговор о погребальном культе саамов, я хочу при­ вести слова С. А. Токарева, который говорит: «Термином “погребальный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz