Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
269 Боги и герои в мифах саамов они все здесь на припеке и спят. Желтые всех хуже. Черные — те ничего. Их лопари только боятся [16, с. 8]. У нуэйтов существовало особое отношение к змеям. Они их использо вали в своей магии. Сохранились поверья, что, если дать лошади кожу змеи после линьки, она будет в теле. Чтобы больному поправиться, необходимо было в горло ему через горло змеи влить воды. К больным местам прикла дывали змеиный зуб, и боль исчезала. А если пожевать змеиной травы, ко торую та держит во рту, когда плывет по реке, зубы укрепишь [20, с. 206]. Проклятый зверь Культа волка, а по-саамски он зовется пальтэсь или чиррм, у саамов не было, но сказок с его участием предостаточно. По одним поверьям, он был создан богом Каввраем, по другим — чертом. В обоих случаях проклинает ся Иммель-айя и объявляется свободным охотником. И никто ему не может запретить уничтожать оленей, если он свободный охотник. Но некий страх перед волком у саамов все же существовал. Саамы никогда не убивали вол ка из ружья, опасаясь, что после выстрела оно будет заколдовано. Били палками или стрелами, догоняя на лыжах. Немирович-Данченко пишет, что во многих местах волки так опусто шали стада саамов, что те из «оленных» становились батраками. Волки в одну ночь вырезали стадо в 100—200 голов. На охоту выходил не один волк, а стая. Окружали косяк оленей кольцом и, пользуясь беззащитностью роб ких животных, начинали убивать их одного за другим. Узнав об этом, ра зоренные саамы выходили на бой с волками. «Они стремительно гонятся на лыжах за волками и, настигнув, перебивают им спинной хребет ловким ударом коротких и крепких палок. Иногда один лопарь, попав в волчью стаю, уложит на месте сорок голов» [8, с. 303 — 304]. Но вот в сказке «Туески» волк выступает положительным героем, в от личие от медведя и росомахи, своих братьев. Волк «тот непоседа! Он забот ливый: где ходит, где бродит — неведомо, а домой пустой не является. Вся его добыча шла в общий котел всем на стол, на всю семью. Он любил, что бы все сразу, сообща кормились. А уж как он песни поет! На десять голо сов!» [ 13, с. 245]. В этой сказке волк тоже берет в жены дочь человека. Ро дители волка говорят девушке: «Ну, нашему младшему сыну досталась хо рошая невеста! Ты не бойся, девочка. Мы своими сыновьями не нахвалимся: старший-то сын — медведь, средний сын — росомаха, а младший сын — волк. От него, от волка, всем, всем обида, а тебе он оборона от всякой беды. Он тебе друг, он — лесная собака» [13, с. 249]. Вот ведь саамы насколько справедливый народ. Не только вред от вол ка усмотреть могли, а еще видели его положительные качества — предан ность, заботу о потомстве, подруге своей...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz