Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

268 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Пастухи — к ним, а они хвосты покажут и были таковы. И отела нормаль­ ного многие годы нет, а пыжиков пастухи практически и не видят, так как перестало стадо во время отела в куче жить, важенки сами по себе телятся, если так и дальше пойдет, придется саамам к своему древнему промыслу — охоте на дикаря возвращаться... Змеи — куввт Помимо культа оленя у саамов существовали и поверья, связанные со змеями. Вы вправе спросить: почему со змеями? Какая может быть связь между змеями и вечной мерзлотой? Начнем с того, что когда-то давным- давно на Севере было не так уж и холодно (это доказали ученые), а потому водились и змеи. Немирович-Данченко писал, что саамы уверяли его, буд­ то в «...туломском чернолесье водятся змеи \Vi и 3 аршина, черные и пест­ рые. Черные с желтыми кольцами, ядовитые, они будто нападают на чело­ века. По местному поверью, если такой змей дохнет на человека — тот весь вспухнет и умрет, если ужалит, то почернеет и тоже неизбежно умрет. Если у него есть детеныши, то бросается на каждого зверя, проходящего мимо. Змеи эти могут переплывать плесы и реки даже в порогах. Лопари, убивая, подвешивают его к дереву... Водится эта змея южнее Нуот-озера. Близ Сон- гельчан ее много; кишмя кишит чернолесье...» [8, с. 286] Есть и другое объяснение. Раньше саамские становища и погосты зани­ мали площадь не только Кольского полуострова, но распространялись вплоть до Новгородчины, а уж там-то змей и ящерок водится довольно много. О том, что верования, связанные со змеями, у саамов существовали, рассказывают и саамские бубны нуэйтов — колдунов, да и на чальмны- варрских петроглифах ученые обнаружили извивающиеся линии и предпо­ ложили, что это ничто иное, как изображение змей. Английский этнограф Э. Тайлор пишет, что змеи в религиях мира зани­ мают виднейшее место, как символ высоких божеств. У саамов существовал неподдельный страх перед змеями. Убивший змею саам защемлял ее в сучке, вешал на дерево и оставлял так. В Нотозерском и Сонгельском погостах на месте убийства змеи разводили огонь и сжигали ее. Огромный страх у саамов вызывали «пестрые» змейки, которые жили вблизи жилищ. Против них саамы стали разводить кошек. Задавленную кошкой змею тут же бросали в огонь и сжигали. В. Славянский приводит в пример разговор со своим проводником: — Поди, летом здесь хорошо? — Летом здесь рай. Одно — зверя дикого хоша и нет, зато змея этого много. Есть ничего, невредныя, а есть и такая, что только дух на тебя пус­ тят — ну и конец тебе (Змеи водятся, начиная от Зашейка на юг до самой Колежмы. Некоторые из них ядовитые. — В. С.). Как солнце пригреет, так

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz