Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
23 От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов ее, она и ушла в камень, в нем и хоронится. По вечерам теперь иди вдоль варак — услышишь, как она внутри гор разговаривает» [18, с. 37]. Vi даль ше: «Такие амбарцы ставятся иногда в тайниках, посреди лесных трущоб, иногда же в верхушке тенистого дерева, смотря по тому, что в них прихо дится прятать. Обычай этот сохранился с того времени, как чудь белогла зая разоряла лопарей; роль чуди потом заняли русские ушкуйники, затем шведы, норвежцы...» [18, с. 16]. В. Славянский писал, что саамы никогда не отказывают в помощи сво им бедным родственникам. У них нет нищих, то есть никто из них не про сит милостыню. Даже если саам разорился дочиста, он спокойно идет в тупу к своему дяде, брату, куму, другому родственнику и поселяется в их семье равноправным членом. Летом, если того желает, промышляет отдель но, а зимой опять возвращается в семью родственника. И ни в коем случае это не влечет за собой унижения личности. На неимущего не смотрят как на побирушку, не помыкают им. В характере этого народа много деликат ности, присущей богато одаренным натурам. По мнению Т. В. Лукьянченко, саамы — народ крайне самобытной культуры, своеобразие которого трудно поддается объяснению, это и сде лало его своего рода этнографической загадкой. Двоеданники Первые наиболее полные сведения об аборигенах Восточной Лаплан дии относятся к концу IX века и принадлежат норвежскому мореходу От- тару. В них говорится, что целью его плавания было выяснение, как далеко простирается северная земля. При этом саамов он называет терфиннами — «охотниками, рыбаками и птицеловами», а рассказывая о поездке вдоль берегов нынешнего Кольского полуострова, сообщает, что страна эта пус тынна и только в немногих местах имеются поселения терфиннов. Но про бираясь в земли саамов во второй раз, этот викинг преследует уже вполне определенную цель — покорение саамов и взимание с них дани, что вполне успешно и делает на обратном пути. Что касается упоминания о саамах новгородцами, то существуют све дения о том, что в 1032 году в поход за данью на Север ходил новгородец Улеб с товарищами. Белого моря они достигли, да только назад возврати лись немногие. Затем в 1216 году в новгородской летописи нашлось имя другого терского данника, погибшего в Липецкой битве под Суздалем, — Семьюна Петриловица. С этого периода волость «Тре» известна в истории как часть Новгородского княжества. Викинги именовали её Тренинес, Тернес. И как пишет топонимист и кра евед Александр Александрович Минкин: «В первой из дошедших до нас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz