Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
265 Боги и герои в мифах саамов той лесом. Площадка должна была быть такой, чтобы в середине ее вокруг костра могли свободно сидеть два-три человека и лежать туша оленя. Мясо жертвенного оленя ели только охотники, так как они верили, что это придаст им силы, обеспечит счастье и удачу. Остатки супа, плеву, связ ки, а также кончик сердца и хвоста зарывали в землю под пепел очага. За тем плели венок из березовых веток и нанизывали на него кусочки сырого мяса. Таким венком украшали рога. Затем молились, воздавая хвалу охо те. Остальную часть мяса относили домой [24, с. 96]. В глубокую старину саамы посвящали Мяннташшу много песен, а мо жет, была одна эпическая песня-поэма, которая со временем распалась на несколько небольших песен, а затем перешла просто в сказки. Но настало время, когда и сказки о Мяннташше стали стираться в памяти. Они уже не отражали первоначальное мировосприятие народом патриархально-родо- вых отношений. Благодаря этнографу В. В .Чарнолускому легенды о Мяннташше могут прочесть и дети, и правнуки саамов. Предлагаю еще один отрывок из легенды, записанной М. М. Пришви ным: «Хоть на Кольском полуострове с приходом Трифона Печенгского все давно крещены, но где-то до сих пор, рассказывает Василий, верят ло пари не в Христа, а в “чудь” . Есть высокая гора, откуда они бросают в жертву богу оленей. Есть гора, где живет нойд (колдун), и туда приводят к нему оленей. Там режут их деревянными ножами, а шкуру вешают на жер ди. Ветер качает ее, ноги шевелятся, и если есть мох или песочек внизу, то олень как будто идет... Василий не раз встречал в горах такого оленя. Со всем как живой! Страшно смотреть» [10, с. 227]. Но не только в старину посвящали саамы свои песни оленю, и сегодня они поют о нем. «Символ тундры — олень» — так назвал свою песню пре красный саамский бард Иван Матрехин: Символ тундры — олень, Величавый и гордый, Мчится поступью легкой По тундре седой. Коль уж речь идет об олене, надо рассказать и о его покровителях. Вера в то, что у оленя есть покровители-божества, была у саамов с давних пор. К таковым относились Луот-ёменЬ, Рассь-айке [ 19, с. 25] и другие. Начнем по порядку. Луот-ёменЬ — божество, покровительствующее промыслу, хозяйка оле ньих стад. Саамы считали, если в стаде у них олени остались здоровы и целы, после свободного выпаса летом — это особый знак и милость Луот- ёменЬ. Она посылает оленям богатые пастбища из мха и ягеля, оберегает их от диких зверей. Саамы ей творят весной молитву: «Луот-ёменЬ, береги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz