Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
263 Боги и герои в мифах саамов Это правда. Раз мы есть, то и они были. Это уж так. Мы от Матрены этой!, Был Мяндаш! Мы все, что живем тут... — все мы кровей его жены Мяндаш- каб Матрены... Вот хочешь верь, хочешь не верь, воля твоя, а так оно и есть. Был он Мяндаш, и эти люди все были, и эта Мяндаш-каб была. Она нам вроде матери приходится — Мадеракке» [26, с. 43]. Золоторогому оленю посвящено много сказаний. Некоторые можно найти в книге «Саамские сказки» под редакцией Г. М. Керта: «Мяндаш- пырре», «Коддь-акка», «Сказка про пыжика-дитя», «Сказка про диких оле ней», «Олень золоторогий», «Олень-дикарь», «Мяндаш-ниййд», «Ловта о Мяндаше», «Молитва Мяндаша», «Почему олени живут отдельно от лю дей», «Хозяйка травы» и другие. Саамы верили, что искусству охоты людей научил Мяннташш, дал в руки лук, стрелы. Там, где Мяннташш обронит свой рог, обязательно во дится много диких оленей. Отмечен Мяннташш самим Солнцем, и тропа его — Солнца тропа. Мяннташшу в охотничей трапезе приносили в жертву обетного оленя, и трапеза эта называлась лайхетЬ-вёрра. Существует поверье, что под обрывом одной из скал стоит огромный камень, похожий на голову оленя. Стоит он в глухом, потаенном месте. Около этого камня, под одним из навесов, и приносились жертвы (пальв), совершались жертвенные трапезы в честь Мяннташш-божества. Смысл дей ства заключался в приобщении к священному животному путем поедания мяса жертвенного оленя. После трапезы все косточки раскладывались на правой половине шкуры убитого оленя. Раскладывались в строго опреде ленном порядке — точно так, как они располагались в теле животного. Со бранный скелет покрывали левой половиной шкуры. Костяку и шкуре при давали позу спящего животного. У предков саамов на стадии зарождения культуры охоты на дикого оле ня совершался обряд возвращения глаз убитого животного земле. Добыто го дикого оленя нельзя было приносить в жилище, не вырезав у него пред варительно глаза. Поверье гласит: увидят другие дикие олени охотника и не покажутся больше ему. Но вырезались не только глаза, отрезались и уши, чтобы «дикари» не слышали ничего, а также копыта, чтобы не убежали. Неисполнение обряда с глазами убитого оленя могло навлечь беду на весь род. Считалось, что глаза обладают собственной волей. Обряд передачи земле глаз оленя связан и с представлением о проис хождении вообще всего живого на Земле. Но необходимо оговориться, что обычай вырезать глаза у дикого оленя никак не распространялся на до машнего. Если охотник убивал в тундре дикого оленя, а его голову с собой брать не хотел или не мог, то он ни в коем случае не должен был ее просто бро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz