Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

262 Книга вторая. «И з-за Каменского, из-за морё-окияну» поймали. И тогда сказал старик: «Я выпью всю воду из озера, а ты набери рыбы, которая покрупнее». Сказал — и выпил, а невестка пошла рыбу выби­ рать, которая покрупнее. Набрала полный карбас, старик и говорит: «До­ вольно, не могу больше воду держать». Но невестка не послушала, пошла еще одну рыбку взять. Старик не смог удержаться, выпустил воду, и невес­ тка утонула. Покровители животных и животные тотемы Моаййнас Мяннташш баяс В саамской мифологии образ оленя занимает одно из первых мест. Под­ тверждений тому множество. Есть, например, саамское предание о том, что «олень не сын Земли; он сын Солнца, он принадлежит самому богу; это могут подтвердить старики: они знают, что первое оленье стадо спусти­ лось с облаков» [22, с. 6]. Существует у саамов красивый миф об олене Мяннташш (у этнографов Мяндаш), олене-человеке с золотыми рогами, Мяннташш-громе. В мифе говорится, что родила этого оленя старуха нуэйт. Когда-то ей наскучило находиться в человечьем обличье и приняла она образ важенки. Гуляла с дикими оленями и забеременела, но рожать в оленьем образе побоялась и вновь обернулась женщиной. А сынок-то возьми и олененком родись. Де­ лать нечего: кормила старуха его своим молоком, пестовала. Вырос олень большим, красивым и спросил у матери, кто ж у него отец. Призналась та, что был его отец оленем. Узнав об этом, сын подался к отцу в тундру... Отсюда и запрет у саамов появился — не убивать вожака диких оленей. Если нарушался запрет, все олени покидали те места, где был убит их вожак. С тех пор Мяннташш и стал божеством. Прозвали его Мяннташш-пырре, что значит Мяннташш-благо. Он и считается родоначальником саамов. Большой он, Мяннташш. Белый олень с черной головой и золотыми рогами. И судьба его таинственным образом связана с судьбой саамской земли. Цикл легенд посвящен и брачным связям саамских девушек с оленем- человеком, но во всех легендах, так или иначе, олень покидает женщину... Записывая легенды Севера, В. В. Чарнолуский как-то спросил у саамов: и что за сказки, в которых действующие герои — «люди — не люди, а все больше олени какие-то?» [26, с. 43] И саамы рассказывали, что есть песни у них такие. Раньше саамы предания старины не проговаривали, а пели. В тех преданиях-песнях о людях-оленях поется: «Были такие люди, были...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz