Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
261 Боги и герои в мифах саамов ет она силу такую, что может разломить скалу. У нее множество детей, которые населяют реки и озера. ЧадзьённЬт не доброжелательное боже ство, скорее, наоборот, жестокое, поэтому купание в озерах и реках — опас ное занятие, особенно для мужчин. С женщинами ЧадзьённЬт предпочитает не связываться. Забирает она людей в пучину своих вод чаще по ночам. Хранителем рыб и других водных существ, Богом воды являлся Чазь- олма. Соайво тоже водяное божество, запрещающее в своих водах лов рыбы. Потому всяк, кто пытает счастье в рыбной ловле, старается обмануть Соайво тихою греблей. Есть у рыбаков-саамов и свой бог, покровитель Киозе-олма, или Киоз. Он «заставляет рыбу идти в невод, а иногда, рассердившись, не пускает ее туда» [3, с. 371]. Чадзь-ёллей — водяник, хозяин воды, в одних сказках — с двумя голо вами, в других — с тремя. По одним версиям —тучное существо, оплывшее жиром, полуженщина, полумужчина с рыбьим хвостом, по другим — ста- рый-престарый старик с белой до самой земли бородой, ходивший по го рам, где протекали ручьи, от его ходьбы в них образовывались глубокие трещины; по третьим — существо с тремя головами, боящееся лешего и кипящего молока, в котором могло свариться, хотя обычный кипяток ему не был страшен. В саамской сказке говорится, что в далекие времена у саамов был обы чай морскому водянику ежегодно приносить дань. Обряд этот назывался минвунн. «Мужчины бросали жребий, и кому выпадала очередь, того от возили на лодке и бросали в море» [14, с. 101]. В. Славянский записал разговор с саамом о водянике: «Нечисти у нас много. Теперь, ежели около реки шуметь, водяные черти беспременно лод ку потопят. Не любят они, если громко разговаривают или смеются. —А какая у вас нечисть в воде? —Разная. Длинноволосые, есть такие водяники в озерах, в реках, в ому тах. Не любят, чтобы в них ставили сети или шумели около. А еще пуще, кто камни вечером или ночью в воду бросает, того сейчас на дно утащат... А то еще, чертиха есть, вся мохнатая. Та на камень выходит. —На какой камень? —А посередь озера есть, каменья стоят. Ну, выйдет чертиха, сядет на камень и давай чесать волосы золотым гребнем. Наши-то как по заводью поздно идут или в плес попадут — не пикнут, тихо, чтоб...» [16, с. 21] Разные легенды существуют об озерах. В одной из них, об озере Калож- ном говорится, что однажды старик с невесткой ловили рыбу, но ничего не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz