Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

259 Боги и герои в мифах саамов богу Каввраю и «обетные деревья» — сосны. Одна такая сосна была поса­ жена с молитвой матери о том, чтобы бог сохранил жизнь ее младенцу, впоследствии славному охотнику; другое дерево, более старое и мощное, посажено в середине прошлого века с молитвой глубокого старца, кото­ рый никак не хотел умирать. Он выпросил себе долгую жизнь — и на са­ мом деле жил очень долго. Был еще один дух, леденящий кровь ветром, дух Пйццк-олма (у Чарно- луского — Хивус). Он донимал путников в странствиях ветрами, дующими с севера. Страшный Пйццк-олма! Такую поднимал снежную бурю в тунд­ ре, что нередко и до смерти заметал и морозил путников. Кобмекаввь — дух, пугающий людей. Ну и, наконец, осталось рассказать о духах праздников и болезней. К таковым относятся дух кашля Лефкхэсс олма (у Чарнолуского — Судоресь- олбмак), духи черных и жестоких мужей Кэрролма и Гаррось-олма (у Чар­ нолуского — Тшаппесь-олбмак и Гаррось-олбмак), духи мужей, лишенных глаз, — Чальмхэмесь. К духам — покровителям праздников, дней недели и месяцев — отно­ сятся Пассь каллас (у Чарнолуского — Айлекесь-олбмак), в переводе — «святые старцы». Они ближе всего находятся к солнцу. Духом воскресенья люди называли Пассь-пёйв-аййк. Этот день саамами был определен для начала охоты и жертвоприношения. Считался благоприятным днем. За самый святой день недели — субботу — был ответственным дух Су- ветЪ-аййк (у Харузина — Лавардакь-айлекь). Пятнице покровительство­ вал дух Пётнэцаййк (у Харузина — Перьякь-айлекь). В этот день особенно хорошо шло колдовство. Духом февраля был Альмхалл (у Харузина — Куава-манно). С принятием православия у саамов появился дух Рождества, или Ростэ пёйв вуйнас (у Харузина — Яулла-герра). Конечно, до нас дошло лишь немногое из чудесного мира мифов, ле­ генд, бывалыцин, религиозных представлений древних саамов — лишь то, что удалось сохранить ученым, исследователям Русской Лапландии. Водяные божества Русскую и Скандинавскую Лапландии омывают моря: Балтийское, Ба­ ренцево, Норвежское, Белое. На этой земле находится двадцать одна тыся­ ча рек, речек и ручьев. Если их вытянуть в одну линию, можно полтора раза обернуть ими земной шар. Эта глава посвящена поклонению саамов воде и водяным божествам. В древности (отчасти это сохранилось и сейчас) саамы с особым благогове­ нием относились к воде. Они почитали воду стихией, из которой образо­ 1 7 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz