Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
258 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» А с ужасной Дуннэрь-муннесь — подземным женским духом — лучше вообще никаких дел не иметь. Она приходила в оленьи стада доить важе нок, как только те отелятся. После ее появлений важенки в стаде начинали болеть и умирать. Соайвэ-олма — покровитель чародеев, мрачный бог, он обитает на вер шине гор. Если чародею требовалась помощь Соайвэ-олма, он отправлял ся к источнику, который находился у подножия горы, выпивал пригоршню воды и на него сходила сила его покровителя. Соайвэ своим обожателям при каждом затруднительном обстоятельстве давал советы. К родовым духам можно отнести Сторьюнкаре, или Стурра Пассь — бога охотников, который изгибает свое тело подобно луку, а вместо стре лы посылает руку. Это очень красивый бог, одет во все черное, в руках дер жит пищаль. В подчинении у него находятся все домашние и дикие живот ные, птицы, рыбы. Он имеет человеческий вид, только вместо ног у него птичьи лапы. Живет на горе, но любит спускаться к берегу реки или озеру. Иногда показывается людям — тогда у них бывает очень удачный улов. Капище Сторьюнкаре выбирали подальше от погоста. Каждая семья имела свое место, где стоял идол духу. Это место считалось святым и чем- нибудь огораживалось. Идол Сторьюнкаре делался из камня и назывался КёдцЪк Иммель (у Харузина — Киедь юмбель) — каменный бог. Одни го ворили, что он имел вид птицы, другие — животного, третьи — человека. В жертву обыкновенно приносились северные олени, реже кошки, собаки, овцы и курицы. Если этих животных у саамов не было, их покупали в Нор вегии и затем приносили в жертву. В жертву Сторьюнкаре заказывали толь ко самца-оленя. По некоторым поверьям, Кавврай считался у саамов создателем волка и собаки, по другим — повелителем нуэйтов (у терских саамов), старшим братом в семье божеств. Кавврай очень капризное божество, никто не мог знать, что от него ждать. Именно по слову Кавврая Иммель-айя — Бог- дедушка — прощает нуэйтов, так как именно Кавврай может показать их хорошие, добрые дела. Он также приближает их во время колдовства к бо гам и делает подобным богам. У саамов Кавврай принимает моления о да ровании здоровья, избавления от болезней, молитвы о даровании в семью мальчика. Изображением Кавврая была кеддьк-табай (у Чарнолуского — кедьке- табай). По описаниям этнографов, изображение напоминало приземис того человека, который был сложен из семи больших плоских камней, только голова имела вид усеченной пирамиды. Вокруг истукана было достаточно места, чтобы проводить сборы старцев всего погоста. Здесь же приносились и жертвы Каввраю, происходили гадания. Посвящались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz