Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

258 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» А с ужасной Дуннэрь-муннесь — подземным женским духом — лучше вообще никаких дел не иметь. Она приходила в оленьи стада доить важе­ нок, как только те отелятся. После ее появлений важенки в стаде начинали болеть и умирать. Соайвэ-олма — покровитель чародеев, мрачный бог, он обитает на вер­ шине гор. Если чародею требовалась помощь Соайвэ-олма, он отправлял­ ся к источнику, который находился у подножия горы, выпивал пригоршню воды и на него сходила сила его покровителя. Соайвэ своим обожателям при каждом затруднительном обстоятельстве давал советы. К родовым духам можно отнести Сторьюнкаре, или Стурра Пассь — бога охотников, который изгибает свое тело подобно луку, а вместо стре­ лы посылает руку. Это очень красивый бог, одет во все черное, в руках дер­ жит пищаль. В подчинении у него находятся все домашние и дикие живот­ ные, птицы, рыбы. Он имеет человеческий вид, только вместо ног у него птичьи лапы. Живет на горе, но любит спускаться к берегу реки или озеру. Иногда показывается людям — тогда у них бывает очень удачный улов. Капище Сторьюнкаре выбирали подальше от погоста. Каждая семья имела свое место, где стоял идол духу. Это место считалось святым и чем- нибудь огораживалось. Идол Сторьюнкаре делался из камня и назывался КёдцЪк Иммель (у Харузина — Киедь юмбель) — каменный бог. Одни го­ ворили, что он имел вид птицы, другие — животного, третьи — человека. В жертву обыкновенно приносились северные олени, реже кошки, собаки, овцы и курицы. Если этих животных у саамов не было, их покупали в Нор­ вегии и затем приносили в жертву. В жертву Сторьюнкаре заказывали толь­ ко самца-оленя. По некоторым поверьям, Кавврай считался у саамов создателем волка и собаки, по другим — повелителем нуэйтов (у терских саамов), старшим братом в семье божеств. Кавврай очень капризное божество, никто не мог знать, что от него ждать. Именно по слову Кавврая Иммель-айя — Бог- дедушка — прощает нуэйтов, так как именно Кавврай может показать их хорошие, добрые дела. Он также приближает их во время колдовства к бо­ гам и делает подобным богам. У саамов Кавврай принимает моления о да­ ровании здоровья, избавления от болезней, молитвы о даровании в семью мальчика. Изображением Кавврая была кеддьк-табай (у Чарнолуского — кедьке- табай). По описаниям этнографов, изображение напоминало приземис­ того человека, который был сложен из семи больших плоских камней, только голова имела вид усеченной пирамиды. Вокруг истукана было достаточно места, чтобы проводить сборы старцев всего погоста. Здесь же приносились и жертвы Каввраю, происходили гадания. Посвящались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz