Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

257 Боги и герои в мифах саамов ловили, то тут же и наказывали. И то, что делали с ним, происходило и с его хозяином. Чаще всего духу отрубали руку или ногу — так узнавали, кому этот дух принадлежал. Иногда духи являются людям в образе человека. Саамы искренне вери­ ли в то, что не только какая-либо местность имеет духа, но и у отдельных участков гор, у каждого ущелья, островка, речушки есть свой хозяин. К таковым можно отнести, например, хозяев скал мужа и жену Паххт- паххьк и Паххьт-ёменЪт и их дочь Паххьк-ёллей-нйййт (у Харузина в книге «Русские лопари» — Пактхэзен и Пактие-мент, их дочь — Пакийелленийй- те). Иногда хозяева скал приходили к людям, но те их не видели. В сказке «Дочь жителей скал» один саам женился на дочери хозяев скал и пригласил их к себе на свадьбу. Удивлялись гости, что не видят ни невесты, ни ее ро­ дителей — только вино, которое наполнялось в стаканы куда-то исчезало. Лишь на миг нуэйт, который видел жителей скал, открыл людям невесту. Вдруг во время танцев в центре избы появилась незнакомая молодая жен­ щина сказочной красоты. Стояла она как бы застывшая на одном месте, и не было в ней жизни. Богатыми духами, имевшими большие стада оленей или коз, считались духи гор Поаке йцк (у западных скандинавских саамов — куорихтар, или ульда). Саамы рассказывали, что стадами этими можно завладеть, только надо иметь смелость приблизиться к ним. Смотреть при этом надо вверх, по сторонам головой не крутить, лишь бросить в средину стада кусок желе­ за и стадо — твое. Духи железа испугаются, разбегутся, а ты — не зевай. Морем правит свой дух — Мёррь вуйнас (у Харузина — Аккрува) — до пояса — человек, ниже — рыба. В других версиях — морская корова. Лю­ бит Мёррь вуйнас, как озерная и речная богиня ЧадзьённЬт (у Харузина — Сациен), появляться из морских волн на берег погреться. Сидит полощет, причесывает свои длинные волосы. Это он приводит из моря в реки рыбу. Тшадзеравчак прозывали саамы духов утонувших в реках и озерах людей. Мрачным таинственным духом ночи является Удбоера. Он все ночи на­ пролет проводит на могилах умерших младенцев, которым при рождении не успели дать имени. Сидя над могилой, поднимает страшный вой, чем очень пугает саамов. Заслышав его голос, люди спешили как можно скорее вы­ крикнуть какое-нибудь имя младенцу, чтобы успокоить Удбоера. Наводил страх и еще один дух ночи — таинственный Кобме-каввь (у скандинавских саамов — кобми). Мария Медведева помнит, как в детстве родители запрещали детям выходить на улицу в туман, говоря, что рядом бродит дух ищущей дорогу старухи. И если она наткнется в тумане на ребенка, то обязательно его съест. 17— 1390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz