Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

22 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель башен, а не достроили сошные люди городовой стены 70 сажен...» [23, с. 172— 173] В приходо-расходной книге целовальников по сыску медной руды в Олонецком уезде о кустарном производстве железных изделий в Лопских погостах (1670—1674) пишется: «...Генваря в 4 день купоено Лопских Сел- гозерского погоста Юштозерской волости у Михайка Конанова плавлено­ го железа 8 пуд, дано ему рубль 20 алт., по 4 д. За пуд. ...Кижского погоста Вихтозерской волости у Михайки Герасимова да у Гришки Степанова куплено железа лопского 20 криц. .. .Послан был в Лопские погосты для покупки железа и укладу Лопских же погостов угольной мастер Звхарко Ильин и купил он железа доброго плавленного 54 пуда. ...Да в Лопских же погостах зделано 13 молотов больших с укладом, весом в них 5 пуд. С четвертью. .. .Лопских Семгозерского погоста Святонаволоцкой волости у Якуш- ки Иванова куплено железа лопского плавленного 5 пуд. 8 гривенок. ...Лопских Паданского погоста Масельской волости у Терешки Федо­ рова куплено железа плавленного 30 гривенок да 10 топоров, дано ему рубль 14 алт.» [23, с. 153 — 154]. Автор книги «Из прошлого Олонецкого края» Владимир Ягодкин в 1918 году писал о том, что первый раз слово «карел» в истории Олонецкого края встречается в 1142 году, когда упоминается, что карелы вместе с ладо- жанами разбили финляндцев, грабивших Ладожскую область. И в финских народных легендах говорится о жестоких битвах с русскими, которые тес­ нили как карелов, так и финнов на север, занимая все новые и новые земли. Это указывает на то, что карельский и финский народы на Севере России не коренные, а пришлые, так как эти места, по свидетельствам историков, уже занимали саамы и вепсы, именуемые лопянами и чудью. Только в XIV столетии в завещании Лазаря Мурманского, основателя монастыря и крес­ тителя лопи, находятся определенные исторические указания: «А живущие тогда именовались около Онега Лопяне и Чудь. Страшные сыроядцы близ моря сего живяху... Много скорби и биения и раны притерпех от зверооб­ разных мужей. Мгожды бившие и изгнаша мя от острова сего и жиху мою огню предаша. А сами акияне по научению бесовскому подлежаху и мечты многие дияху и сотвориша селитбу близ мени с женами и детьми и пакости многие творяху и гляголяху калугере (монахи) останисяме место сего; и хотя- ху мя сыроядцы убити и тело мое в ять себе сотворити...» [26] В. Ягодкин упоминает о том, что саамы жили по соседству с чудью — вепсами. Для нас это замечание очень интересно, так как во многих саам­ ских сказках чудь выступает в роли врага, постоянно нападающего на саа­ мов. У автора книги «Очерки Севера. В пустынях Лапландии» В. Славян­ ского читаем: «В этих горах допрежь чудь жила ну, как крещеные побили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz