Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

255 Боги и герои в мифах саамов Сар-ака охраняет детей от недугов и дурного глаза. И не случайно ста­ рейшине рода Сар-аке — первая чашка чая, супа, которую непременно вы­ ливали в огонь — по обряду жертвоприношения. Считалось, что она защи­ тит огонь очага рода. Сар-ака у саамов была в особом почете. Внебрачный ребенок обязательно должен был побывать в руках у Сар-аки или у Уккс- аки, и та, которая его первой схватит, и должна дать пол ребенку. Приносились Сар-аке и жертвы. Было это в основном во время родов и после рождения ребенка. Причем приносились в жертву животные только женского пола. Жертвоприношение Сар-аке отличалось от всех осталь­ ных тем, что присутствовали при этом одни женщины и мясо жертвенного оленя могли есть только они. Еще для жертвоприношения варилась каша, которая ставилась на два- три дня под дверь. В нее втыкались три папочки. В одну палочку, расщеплен­ ную, вставляли еще и три металлических кольца. Вторая ставилась белого цвета, третья — черного. И если в кашу падала черная палочка — значит, роженица или ребенок умрут. Если в каше исчезала белая, — оба останутся жить и будут здоровы. Что означала расщепленная палочка с тремя кольца­ ми, Харузину выяснить не удалось. Ели кашу только после разрешения нуэй- та или старейшины рода, которое они давали, гадая на бубне. Богом непогоды, с переменчивым грозным характером, требующим по­ стоянных жертв, называю т Бадо-май . П олная противоположность ему — Бог хорошей погоды — Айлекесь-олма. В одних саамских погостах богом ветра считают Кайво, в других — по­ велителем ветров прозывают Пьегга-олма, в третьих — верят, что ветрами повелевает Аддэлудка. Надо сказать, что и сегодня саамы с почтением относятся к земле и воде. Заходя в лес, медной монетой выкупают землю, прося у ее хозяйки и хозяи­ на прощенья и защиты. Многие, прежде чем рубить дерево, сначала его «убьют», ударив обухом топора, и попросят прощения, что берут жизнь дерева для своей нужды, и только потом начинают пилить. Вечерами, на­ ходясь в тундре, на озере, саамы не шумят, уважая покой природы. Верят люди и в то, что, если в лесу первый раз услышишь кукушку, надо на землю кинуть монетку и загадать желание — обязательно сбудется. Выкупается до сих пор и вода, только для нее серебряные монеты требу­ ются. Почитается она как святыня. А родниковой еще сглаз и порчу снима­ ют, от испуга брызгают. Много разных обрядов, связанных с землей и во­ дой, соблюдается и по сей день, потому как для саама земля и вода— жизнь. Мир саамов, как уже выяснилось, населен божествами, но помимо бо­ гов они верили еще и в духов. Этнографам удалось описать в своих работах лишь некоторых из них, особо почитаемых или вызывающих страх у древ­ них саамов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz