Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

252 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Мир «дрогнул от ужаса так, что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть» [2, с. 2]. Когда Иммель спустился на землю, его ужасный гнев вспыхнул, как красные, синие, зеленые огненные змеи, и люди прятали свои лица, дети кричали от страха... Разгневанный бог говорил: «Я переверну этот мир. Я застав­ лю реки течь вспять; я заставлю море собраться в огромную, как башня, стену, которую обрушу на ваших злобных земных детей и таким образом уничтожу их и всю жизнь» [2, с. 2]. Об этом пишет В. И. Демин [2, с. 2] по сообщению Леона де Комбре, записавшего саамскую космогоническую легенду в 1926 году, а в 80-х первая саамская поэтесса Воронова переска­ зала в поэтической форме: ...Это было давно. Уж не помнят и деды, Как дрожала земля, сея ужас и страх, Как сгорали куницы, олени, медведи В тех огромных и жарких всеядных кострах... Пасть вулкана закрыли сугробы и стужа, Запечатали пробкою вечные льды. Лишь местами звенит, Пробиваясь наружу, Голубая струя родниковой воды... Итак, в саамском эпосе мир был разрушен гневом господним. Почти все люди погибли. Всемогущий и вечный Иммель побеждает Чанна. Мес­ топребыванием Иммеля в Лапландии считалась высокая гора, находящая­ ся около озера Имандра, известная у саамов под названием Божья гора. На ней, по преданию, некогда приносились жертвы Богу и к этому месту отно­ сились с особым благоговением. Вообще, излюбленные места Иммеля, по преданиям, находились близ озер и рек. Когда Иммель перевернул землю так, что вода озер и рек затопила сушу, все люди утонули, кроме двух детей — брата и сестры. Иммель их отнес на высокую гору Пассь-Варрь (святая гора) переждать беду. Опасность мино­ вала, и Иммель отпустил их от себя. Дети пошли в разные стороны посмот­ реть, не остался ли кто в живых. Долго странствовали, а когда встретились, не узнали друг друга, стали жить вместе. От них пошли дети, а от тех — все остальные люди, которые теперь населяют землю. В фольклоре многих северных народов имеются и общие сюжеты о со­ творении мира и земли. При всей вариативности их в фольклоре данных народов принимают участие в сотворении мира и птицы: у манси — птица Луны Делае; у ненцев — гагара; у нивхов — утка-чирок; у коми — утка- чож; у саамов — белый ворон, чудзи или уточка...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz