Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

251 Боги и герои в мифах саамов ее на землю к матери, сам в человеческом облике являлся к ней по ночам. Однажды, чтобы удержать мужа подольше, Акка-нйййт вышила звездный пояс и легла спать, а наутро, когда Солнце вышло, мать Найнаса крикнула жене его, что ее шкуры на солнце горят. Высунулась Акка-нйййт, тут-то ее Солнце и похитило. Найнас выбежал из куваксы, чтобы помочь своей жене, и растаял под солнечными лучами. Акка-нйййт родила от Солнца дочь, ко­ торую небесные родители отпустили на землю, где девушка вышла замуж за оленевода и научила саамских женщин мастерству рукоделия. В. В. Чарнолуский записал старинное саамское предание «Найнас», о сполохах северного сияния, в котором говорится: «Целый день Аккинийди слышала поступь шагов. Через день пришли. Открылись двери дома, и зыб­ ким строем вошли один другого краше, богатырь к богатырю на подбор, а впереди всех добрый молодец-краса, их предводитель. Они тут есть, и их тут нет, тенями вошли» [25, с. 19]. «...Пришли Сполохи и стали забавляться своей кровавою забавой. Иг­ рали, играли, бились, сражались, умелый бой вели. И там, где становился в ряды Найнас-вождь, там битва крепчала, проступали лики мертвенных бойцов, а из невидимых ран сочилась алая кровь. Наконец утехи переходи­ ли в тяжелый труд боевой страды. Труд этот кровавым потом исходил и лился кровью с лиц воителей праведных. Сочилась кровь из невидимых ран и заливала дом. А на небе полыхали кровавые сполохи» [25, с. 19]. Боги и духи Земли О происхождении человека и саамской земли у саамов несколько ле­ генд. По одной из них существует два начала: доброе в образе Бога — Иммель и злое — в образе Чанн (у этнографов — Перкель) — черта, при­ чем равных по силе и возможностям. Сотворение мира в одних местах Лапландии приписывалось Радиен- кйедт — Богу-сыну, в других — Моаннтар-оаххк, или Сар-аке — Богине Земли или ее дочери; в третьих говорится о том, что, когда Бог захотел сотворить мир, он стал советоваться с Чанн о том, как его лучше устроить. Бог хотел, чтобы все озера были из молока, чтобы на всех травах и цветах росли ягоды. Чанн воспротивился и настоял на том, что мир должен быть таким, каким мы видим его по сей день. Но, чтобы достигнуть своего, Чанн пришлось сделать железные цепи, связать Иммеля и навалить на него боль­ шую гору. Долго он лежал под горой, пока не накопил силы вырваться. После освобождения Иммель пленил Чанн и также навалил на него гору, но Чанн вырвался, да с такой силой, что камни и дым поднялись к небу. Началась борьба двух начал: добра и зла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz