Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

250 Книга вторая. «И з-за Каменского, из-за морё-окияну» В одной из саамских сказок старуха решила съесть Луну. Выскочила на улицу, сделала из рогожи крылья, а из голика хвост, надела на себя рваное платье и полетела вверх. Когда ей все же удалось съесть Луну, она стала сильно болеть, но умереть никак не могла. Из записей В. Чарнолуского в одной из саамских сказок, мы узнаем, что у Луны есть дочь Никтоя. Вот как говорит сама Луна о дочери в сказке: она есть и ее нет. «Моя дочь молода... нет ей ни росту, ни воздыхания. Я и не знаю, есть ли она? Нет ли ее? Держу вот на руках, родимое, слышу, млеет сердце мое! А в чем моя радость — не знаю! Чего хочу — не знаю, чего жду, жду, а чего не ведаю, а дитя мое — вот оно, а есть ли, нет ли оно — я не знаю... Однако вот оно: висит...» [25, с. 5] Про другою дочь Луны рассказывает сказка «Маний-елле»: дочь Манн жила на земле и родила своему мужу-пастуху двух сыновей. Муж Луны — Маннпёлль [20, с. 196] — по-саамски Пол-луны. Саамские женщины, ожидая ребенка, часто гадали по месяцу. Если ка­ кая-нибудь звезда была под ним — жди дочь, над ним — сына. Если звезда впереди Маннпёлль, ребенок будет здоров, за месяцем — будет болеть и даже может умереть. Но есть у Маннпёлль и дочь Атьись-едне. Она, поймав диких оленей, сна­ чала приручила их, но затем дурно обращалась с ними. И олени сбежали от грубой хозяйки, одичали снова и положили начало стадам диких оленей. Прирученные дочерью Солнца, олени стали домашними. Оставшись без оле­ ньего стада, Атьись-едне вместе со своим сыном поднялась к месяцу. Сказ о Найнасе В саамских легендах сполохи северного сияния (Найнас и Куэфсхэс) выступают как души умерших людей, собирающиеся на небе. Где-то за не­ известной рекой есть изба, в которой они собираются и затевают страш­ ную резню. По саамским поверьям, нельзя во время северного сияния шу­ меть и свистеть, иначе оно опустится ниже. Саамским женщинам ходить с непокрытой головой воспрещается — Найнас высматривает себе невесту, чтобы забрать ее на небо. Если же северное сияние застало саама на дороге, надо остановиться и переждать. Цвет полярного сияния имеет свою симво­ лику: красный обозначал драку умерших душ между собой, голубой и си­ ний — тишину и покой, при зеленом — души тех, кто умер не своей смер­ тью, выходили гулять по небу. Вождем сполохов северного сияния был Найнас, самый светлый из всех — Найнас-воитель. Он живет в избушке, вокруг которой земля сильно вытоптана. В самой избе — озера крови. Облик молодца Найнас принимал только ночью, он хоть бледен был, но очень хорош собой, а с зарей исчезал. Взяв в жены Акка-нйййт и отослав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz