Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

249 Боги и герои в мифах саамов И вот догоняет старик Гром и старшего брата. Бросил старший брат шелковый волос, и позади возникла внизу бурная река, а вверху огонь. По­ пал старик в огонь и в воду да и пропал» [14, с. 22]. В саамских сказках в пересказе Елагиной Аййкь выступает не просто громом, а Мяннташш-Громом: «Летит, огненные рога разметав, черной го­ ловой трясет, копытами гремит. Тешится свободой Мяндаш-Гром — так грохочет, что от того грохота голоса живого не слышно...» [21, с. 32] Манн — Богиня Луны На особом месте в саамской мифологии стоит и Богиня Луны — Манн. Точных сведений о том, считалась ли Манн женским или мужским боже­ ством, нет. У южных саамов она называлась Анкака, у северных — Биссе- манну — «священная луна». В мифах многих народов Луна является вла­ дычицей небес. Когда Луна всходила на небосклоне, саамы, например, финской Лап­ ландии, в своей веже клали на отверстие для дыма обруч. Они считали, что так Луне будет лучше освещать их жилище. Этим лапландцы выражали Манн свое почтение. Если кто-то перед Луной грешил, то есть работал, что очень строго за­ прещалось, должен был принести ей в жертву животное мужского пола. Луне О Луне и старухе саамы посвящали субботу. Воскресенье они особо не чтили, а вот в субботу не занимались никакой работой, не ловили рыбу, не ходили на охоту. Манн считалась покровительницей женщин, поэтому, когда в декабре в первый раз появлялась Луна, женщинам запрещалось прясть до тех пор, пока Луна была видна на небосводе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz