Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

248 Книга вторая. «И з-за Каменского, из-за морё-окияну» Было у Бога Грома еще одно имя — Гарагалис (у саамов южной Скан­ динавии — Хорокаллесь). Обращался он в свет и звук, брал в руки юксс — семицветную радугу, про которую в сказках говорили, что она кусает, изо­ гнувшись, свои собственные пятки, и стрелял. В «Живописном обозрении» Аййкь — Горингасмс — «это злой дух, та­ кой злой, что иногда, в сердцах, он раздробляет и раскидывает целые ска­ лы и вырывает с корнем сосны» [3, с. 371]. Кажцую осень саамы богу Аййкь делали новое изображение. Туловище — из ствола березы, голову — из корней и устанавливали его на место старо­ го идола. Отличительным знаком его был молоточек в правой руке. В го­ лову вбивали гвоздь или кусок кремня — это символизировало, что Бог Грома высекает огонь. Подобное изображение характерно и для сканди­ навских саамов. В жертву Аййкь саамы всегда приносили оленя-самца. После того, как его убивали ударом ножа в сердце, кровь собирали в сосуд, окропляли ею идола и рисовали кровью кресты. Около идола оставляли рога, черепа и кости конечностей заколотых оленей, а перед ним ставилась чашечка из бе­ ресты, в которую клали кусочки жертвенного животного; сюда же влива­ ли и жир жертвы. Остальное мясо шло на трапезу присутствующим. Жерт­ воприношение совершалось на одном и том же месте из года в год. Есте­ ственно, что здесь скапливалось множество рогов. К ним никто не смел прикасаться, считая их собственностью Аййкь. На эту груду рогов вешали венок из березовых веток, прикрепляя к нему кусочки жертвенного мяса. Гром в восточных саамских сказках очень часто попадает в затрудни­ тельные ситуации: то талл (медведь) его во сне цепями опутает, ваннсэнь (обручем) белую шею стянет и спрячет в бревенчатый сарай, то черт прячет Гром, Молнию и Черного жука — сердце Грома — в своем амбаре. Спасает Гром маленькая девочка, что еще и перьвеськ не надевала, с одной косич­ кой ходит — Акка-нйййт (в саамских сказках — Акканиййди). В сказке «Братья- охотники» старик заковывает Гром в цепи: «Стал старший брат пилить третью цепь, а Гром говорит ему: — Только распилишь, сразу не садись на меня, тогда живым останешься. Так он и сделал. А Гром, оставшись без цепей, как вздрогнет, что земля вся задрожала. Выбежал старик из дома, видит — нет ни Грома, ни старшего брата. Бросился он в погоню и вот уже догоняет их. — Возьми у меня шелковый волос, — говорит Гром старшему брату, — брось его через плечо. Бросил старший брат через плечо волос — позади появилась высокая- высокая скала до самого неба — и никто через нее не может ни пройти, ни пролететь. Вернулся старик домой, взял сверло, стал сверлить скалу. Про­ сверлил и в дырку пролез через скалу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz