Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
247 Боги и герои в мифах саамов Вот как рассказывается в одной из легенд о необы кновенной судьбе Аййкь. Однажды отдыхала одна из светлых богинь в лесу под деревом. Подобрал ся к ней черт Паркемоль и сказал, чтоб она набросала хворосту в свою шубу, которая была у нее под головой. Ког да девушка это сделала, черт поджег шубу, и тогда та заметила у него рога. Хотела бежать, да не тут-то было. Пар кемоль насильно овладел ею. Через оп ределенный срок пришло время девуш ке рожать, испугался черт, что прозна ет про то Бог, унес ее в скалу, там она сына и родила. Но провести Бога чер ту не удалось. Младенец так громко плакал, что Бог услышал, забрал ребен ка и мать к себе на небо, там малыша и воспитал. Сын очень любил свою мать и ненавидел отца черта. Подрос и стал его преследовать, а вместе с ним и всех остальных колдунов. Бог дал Аййкь власть над водами, морем, ветрами. Так Аййкь стал нести в себе два начала — добра и зла: сын сатаны, воспитанный Богом. Преследуя злых духов, он ходит по тучам, натягивает лук-радугу и ме чет смертоносные стрелы-молнии. Аййкь очень могуч «.. .голова его в небо уходит, десять кряжевых сосен — его рост. Зеленый шаст [ 1 ] — его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут» [24, с. 80]. Но, не смотря на свой огром ный рост, он страдает, зная историю своего рождения. Но не только за чертями гоняется Аййкь, еще и за Мяннташш (у этногра фов — Мяндаш, по саамски — Мяннташш). И первая стрела, попавшая в оленя, должна отозваться землетрясением, причем горы распадутся, и из жерл древних подземных вулканов потечет огонь, высохнут озера и реки. Если вто рая стрела попадет оленю в лоб, то огненные реки разольются по всей земле. Когда же собаки охотника набросятся на оленя, и Аййкь вонзит оленю в сердце нож, упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира. По саамским поверьям, как только молния сверкнет, нужно глаза пере крестить. Когда гром прогремит— смеяться нельзя, засмеешься— Аййкь-бог обязательно накажет. По рассказам Софьи Ефимовны Якимович, если на Ильин день кто-то из старших саамов слышал, как гремит гром, то кре стился и говорил: «Слава Богу, еще год проживу!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz