Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

246 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» И вот уже другая картина, символизирующая жизнь новую: «Чудесный олень тронул солнце рогом, оно тронулось с места и плавно легло на рога всех оленей. И поехали сто тысяч вежников на ста тысячах оленей, несущих на своих рогах солнце» [14, с. 116]. Даже слог изменился: с тяжелого, мрачного в начале сказки — к радост­ ному, многообещающему — в конце. Тема Солнца осталась жива и в наше время. П. П. Юрьев записал и бы­ вальщину, которую назвал «Солнце старого Хатанзея». В ней рассказыва­ ется, как он, ловозерский фольклорист, охотник Илмо и дедушка Хатанзей поехали в тундру помочь пастухам сохранить стадо от волков. Стояла лю­ тая стужа, скрипели полозья, постукивали о мерзлый снег оленьи копыта — и больше никаких звуков вокруг. Вдруг Илмо останавливает оленей и ра ­ достно кричит: «Солнце! Солнце!» И действительно, над волнистой грядой промерзшего леса засверкало яркое небесное светило. Люди радовались, увидев первые лучи д ол гож д анно го на Севере солнца , говорили : «Нет ничего лучше его на свете», а старый дедушка Хатанзей замечал им в раздумье, что на самом деле солнце — хорошо! Его любят все звери, да только у зверей оно всего одно, а у людей еще одно есть, которое тоже све­ тит и греет их... это душа людей... «Шибко хорошее солнце, когда у людей правильная душа...», — говорил старый саам. Прежде чем принести жертвы своим богам и духам, саамы одевались в лучшие одежды и только после этого с величайшей важностью приближа­ лись к месту жертвоприношения. Много жертв приносилось богу Пёййву. Жертвы обычно приносил нуэйт, который перед тем постился, облачался в самые лучшие одежды, совершал омовение и только после приступал к ри­ туалу жертвоприношения. Для жертвоприношения выделялось специальное место, которое по ок­ ружности, обкладывалось костями, ранее заколотых в его честь животных. В жертву Солнцу приносилась лишь молодая самка-олениха и обязательно белого цвета. Другим видом жертвоприношения Солнцу была каша — юбпцэ, или уххт (кильдинский диалект), которую готовили каждый год под вечер пе­ ред Ивановым днем. Но прежде чем приступить к еде, саамы, стоя на коле­ нях, молились. Обращаясь к светилу, они просили, чтобы оно послало теп­ ло и свет не только им, но и их кормильцам оленям, всему, что давало пищу. Съев кашу, вновь молились. Бог Грома — Аййкь Аййкь, Аййкь-Тйрьмесь, или Арома-Телле [20, с. 146 — 149] — это име­ на старейшего из богов — Грома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz