Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
245 Боги и герои в мифах саамов отказала. Ее дочь принадлежала другому миру — и тогда началась война стихий. Заходила ходуном земля, взгромоздились хребтами горы. Солнце так сильно палило, что высушило землю. Луна свои силы собирала: воды стоячие и текучие, волны морские, тени лесные и все воинство загробное со сполохами во главе. Вся тварь разделилась — птицы, олени и козы к Солн цу тянутся, дикие звери за Луну стоят. Космическую борьбу смог прекратить только всевышний бог в образе стар ца моржа. Послал он на землю ночь — и заснуло все. Луне после этого ниче го не оставалось делать, как согласиться на брак дочери с сыном Солнца. Согласно южно-саамской легенде, записанной пастором А. Фьельнером в конце XIX века, сын Солнца, сопровождаемый лучшими богатырями, от правился на корабле в далекую страну: «Сказка сказала, предание воспело, что за Северной звездой, на запад от солнца и месяца, находятся золотые серебряные скалы, очаг и камни для сетей. Золото блещет там и серебро сияет; в море отражается скала и улыбается, глядя на свое блестящее отра жение» [20, с. 347]. После года путешествия сын Солнца достигает желанной страны, насе ленной великанами, и застает единственную незамужнюю дочь старика-ве- ликана во время умывания. Девушка, спросив, откуда парень пришел в ее страну, предупреждает, что опасность рядом — он может быть съеденным ее отцом, братьями и даже ею самой. Сын Солнца ответил: «Давай смешаем нашу кровь, соединим наши сердца для горя и радости» [20, с. 347]. Затем сын Солнца подвергается испытанию силы и, наконец, у опьянен ного великана добывает соглашение на брак дочери. Великан, взяв обоих за руки, подвел к шкуре кита. Когда молодые встали на шкуру, разрезал на мизинцах у обоих кожу и смешал их кровь. Затем сблизил их груди и соеди нил поцелуем. Изгнал проклятые узлы ревности, разъединил руки, развя зал узлы сватовства. После пира новобрачные уехали. Когда возвратились в страну сыновья великана и узнали о потере сест ры, они кинулись за ней в погоню, но погибли, не достигнув желанной цели. А дочь великана и сын Солнца, живя в согласии и любви, родили много крепких, выносливых сыновей. Многовековые мечты саамов о счастье образно выразились в литера турной «Сказке о Солнце» П .П . Юрьева, построенной на контрасте древ ней Лапландии вежников и их дальнейшей жизни новой. Начинается сказ ка с описания страны: «Темная большая страна. Не было над ней солнца; никто никогда не видел его. Черное небо висело над страной, и было так темно, что люди друг друга едва-едва видели. А люди в вежах жили и назы вались вежниками. Строили вежи из дерна и прутьев, покрывали мхом, и гулял в них всегда лютый ветер, было холодно. Плохо жили люди в Темной стране» [14, с. 112].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz