Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

243 Боги и герои в мифах саамов Боги богов Иммель-айя — Бог-дедушка. Выше нет никого. Радиен-аджь — Бог-отец. Добрый бог, от которого древние саамы жда­ ли лишь хорошего. В VI томе «Живописного обозрения» пишется, что Ра­ дия — бог жизни, который давал существование и движение детям в утробе матери, а еще он покровительствовал стадам оленей [3, с. 371]. Никаких определенных функций у него не было, кроме того, что поручил дело тво­ рения своему сыну. Радиен-ака — жена Радиен-аджь. Богиня-мать была наделена опреде­ ленными функциями. Радиен-ака творила души для новорожденных детей и зверей. Радиен-кйдтэ — Бог-сын. Ему было поручено следить за тем, чтобы в достаточном количестве в тундре рос мох и ягель для оленей, чтобы ничто не могло навредить жизни на земле. Отец ему поручил творение мира, а он перепоручил его Богине Земли Моаннтар-оаххк. У некоторых саамов Ра­ диен-кйдтэ считался еще и хозяином гор. Рана-нйййта — Богиня-дочь, или небесная дева. Рана-нйййта покрови­ тельствует первой зелени и траве, появляющейся на возвышенностях вес­ ной. Была у нее и еще одна функция — она судила саамов и отправляла их в загробное царство. Небожители Пеййвь — Солнце У всех народов были свои небожители, которым возносились молитвы и приносились жертвы. Люди очеловечивали Вселенную, а Солнце и Луну называли глазами неба. У всех народов Севера Солнце почиталось особо. Оно давало свет, тепло, жизнь. Саамы считали солнце матерью всех животных, поскольку оно способ­ ствует увеличению их оленьих стад и дает тепло, чтобы молодые олени хо­ рошо росли. Символ Солнца (согласно Харузину) составлял почти неотъемлемую принадлежность шаманского бубна во всех местностях, где только суще­ ствовал культ Пёййва. Солнце на бубнах изображалось в виде четыреху­ гольника. От углов его во все четыре стороны шли нити, чтобы обозначить — власть Солнца распространяется на всю землю. Эти нити по-саамски назы­ вались «вожжами солнца». По саамской легенде Солнце— Пёййв, небесное божество, утром объез­ жает небо на медведе, в полдень запрягает оленя-быка, вечером пересажи­ вается на важенку. У Солнца-Пёййва есть мать и три сестры— дочери Сол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz