Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

240 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» ходящий из непосредственной близости человека и природы. Это чудесное единение с природой и легло впоследствии в основу всех верований саамов. Мифы о возникновении жизни на земле и о самой земле стали основой их миропонимания, степенью образованности народа в его восприятии окру­ жающего мира. Саамы считали богов и духов хозяевами, потому поклоня­ лись им, а Значит, жили в гармонии с природой, боясь причинить ей вред. Конечно же, до нас дошла лишь небольшая часть легенд, мифов, бы- валыцин, сказов — религиозных представлений древних саамов, записан­ ных исследователями, путешественниками Русской и Скандинавской Лап­ ландии. Свой фольклор саамы передавали из рода в род, из уст в уста, часто скрывая его от появлявшихся на Севере собирателей сказок. Харузин писал, что «лопарская мифология имеет много сходства с фин­ ской, что родство народностей великого финского племени сказалось здесь больше, чем в других отношениях, даже больше, чем в физическом типе лопарей многих местностей. Не только общие черты мифологии разных групп финнов схожи с лопарской мифологией, но даже частности, как, на­ пример, названия божеств иногда почти тождественны. Но не все сходства объясняются лишь родством племенного происхождения -— много по-ви­ димому и заимствовали лопари у своих соседей и не только у родственных км карелов и тавастов, но и у скандинавских своих соседей, причем заим­ ствование было настолько значительно, что даже подчас национальные имена лопарских божеств заменялись скандинавскими названиями» [1, с. 139]. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Харузин Н. Н. Русские лопари. Очерки. — 1890.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz