Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Мифы саамов Русской Лапландии п современной науке есть гипотеза, что все Боги, ре- я ш лигиозные верования пришли с Севера, где когда-то жил единый народ, и люди говорили на одном языке. После разделения единого северного народа на многие племена, язык постепенно трансформировался, хотя перво­ начальные корни многих слов в языках разных народов все же остались. Народное творчество саамов богато сказками, легендами, мифами, о которых и пойдет разговор в этой части книги. Николай Харузин считал, что мифы — это главный ис­ точник для познания религиозных верований народа: «Пе­ реходя теперь к древней мифологии лопарского племени, считаю долгом оговориться, что имеющиеся сведения со­ браны в разных частях Лапландии, вследствие чего мы ви­ дим различия не только в наименованиях лопарских бо­ жеств, но и в некоторых обрядах: в одних местах мифоло­ гия развита сильнее, в других она проще. Несмотря, однако, на эти небольшие различия в общем, мы можем проследить основные черты ее...» [1, с. 183] Многообразно и самобытно устное творчество саамов. Своеобразна и форма саамского эпоса — это луввьт — ле­ генды о происхождении жизни на земле, озер, рек, гор, рас­ сказывающие о священных сейдах, — «летучих камнях», о животных. Тотемизм очень характерен для саамов. Часто в древних сказаниях допускается кровная связь с диким север­ ным оленем, которого саамы почитают как своего праро­ дителя, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными. Древние саамы не только соединяли себя с природой, но и создавали культ этой самой природы. Культ наивный, ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz