Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

226 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель православной веры». И как пишет Н. Б. Богданов в статье «Саамы, обще­ ство и государство», это событие, по словам отца Андрея, настоятеля Благо­ вещенского храма города Колы, имело громадное, непреходящее духовное и политическое значение. «Огнем и мечом покоряли викинги саамов Сканди­ навии. Саамы Норвегии помнят это и по сей день. В противоположность приемам и методам объединения земель в соседней стране, Кольский край к Руси был присоединен, что называется, без “выстрела” — божьим словом Трифона Печенгского и Феодорита Кольского. Российские саамы это хоро­ шо знают и помнят» [1]. Лидер саамской организации «Родовая община “Кильдин”» Елена Семе­ новна Яковлева и сотрудники Эстонского фонда природы Марью и Микка Сарв провели на берегу Поповского озера в Ловозере с 13 по 15 сентября 2002 года Международную экологическую конференцию «Земля и люди». Сегодня на Кольском полуострове существуют уже три саамские общины. «Родовая община “Кильдин”» планирует возобновление саамского уклада жизни и сохранение природы. «Пирас», что в переводе на русский означает «Семья», с председателем Андреем Юлиным объединяет вокруг себя ловозер- Круг на конференции «Земля и люди» ских саамов и стремится направить основные силы на развитие частного оле­ неводства. «Поной елей суйм», или «Собрание понойских жителей», лидер Илья Данилов, главный зоотехник производственного хозяйства «Оленевод», считает главной целью общины объединение саамов Краснощелья, Каневки и Сосновки — наших «отдаленок».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz