Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

19 От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов М. А. Кастрен В. И. Немирович-Данченко Б. И. Кошечкин верждал, что на Севере Европы нет народности более своеобразной по са­ мобытности жизненного уклада, материальной и духовной культуры, чем саамы (лопари). Что и говорить, разнообразны были суждения о саамах. Одни путеше­ ственники отмечали, что они веселы и радостны и никто не может повлиять на их настроение, что умеют смеяться заразительно и от души, что честны и верны, любопытны и к старости очень болтливы. Другие описывали их как ленивый, забитый и угрюмый народ, в чьем замкнутом характере скрывает­ ся хитрость, недоверчивость. Но все эти суждения являлись результатами кратковременного пребывания путешественников в Лапландии и не более. «Терская лопь» — так именовали саамов древние новгородские, а затем и московские документы. Саамы говорят на языке финно-угорской груп­ пы, но занимают в ней несколько обособленное положение. Здесь к месту будет упомянуть и заключения лингвистов, которые, относя язык саамов к финно-угорской группе, оговариваются, что треть их субстратной лексики не находит соответствия не только среди финно-угорских языков, но вооб­ ще стоит особняком в мировой системе языков. Мало общего у саамов с финно-уграми и с точки зрения антропологов. В легендах и преданиях скандинавов карлики, которым отводится боль­ шое место, это и есть лопарское племя. И жили они в этих краях испокон веков Откуда появились, откуда пришли саамы на Кольскую землю? Не одно столетие этот вопрос занимает умы ученых-исследователей. Когда-то их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz